научно-просветительский проект СТО ЧУДЕС ЗАУРАЛЬЯ раздел ИСТОРИЯ
       
  памятники истрории и культуры  

ГОРОД ДАЛМАТОВО

 

 

Мастеровые Люди Села Николаевского

 

Жизнь сельской общины, столь отдаленной от центра, предполагала полное обеспечение всем необходимым внутри селения. Поэтому вскоре в селении появляются ремесленники, работающие по заказу. Монастырское хозяйство тоже требовало умелых рук. Появляются и в монастыре служилые люди, занимающиеся выделкой кож, шитьем обуви, изготовлением одежды и т. д.

В селе Николаевском проживало большинство служительских людей, обслуживавших огромное хозяйство монастыря. Это были иконописцы и резчики по дереву и камню, столяры и каменщики, мастера различных промыслов и певчие. Часть из них жила в монастырском жилье, часть строила жилища в селе. По прошествии времени нелегко разобраться, кто был монастырским жителем, кто - мирским, но память о том, что в селе Николаевском жили многие искусные мастеровые люди, хранят исторические заметки и кружевная вязь кирпичных строений монастыря и домов.

О развитии ткачества говорит тот факт, что в 1711 году по указу из Тобольска монастырским крестьянам с каждого из 168 дворов было велено изготовить по 9 аршин хрящу (род льняного холста), всего 1 512 аршин, и отправить его в Якутск. Монастырские умельцы ткали скатерти, убрусы, платки, рукотерты, покрывальники и другие холстяные изделия.

Все крестьянские хозяйства, за редким исключением, имели коней, коров, овец, коз. Это было жизненной необходимостью, так как давало не только продукты питания, но и одежду. Изготовление сукна требовало разделения труда на операции: битье шерсти, топтание, прядение, ткачество, крашение. Этим занимались шерстобиты, сукнотопы, поставалы, ткачи и т. д. В 1741 году били монастырскую шерсть шерстобиты Терентий Туганов, Семен Жегалов, Венедикт Отраков, Ефим Брызгалов, изготовляли сукно сукнотопы Викула Асанов, Сидор Бессонов, Никула Насонов, а поставалы Семен Овчинников, Терентий Туганов катали спальные войлоки.

Если начало строительству монастыря было положено Соликамскими строителями во главе с тюменским подмастерьем Иваном Борисовым «по реклу» Сорока, то вскоре появились и свои мастера. К концу возведения Успенского собора среди «кирпищиков» (мастеров по выделке кирпича) числились наряду с жителями других селений и жители Николаевского Никита Федоров сын Чижиков, Артемий Васильев сын Чечюлников, Петр Андреев, Гаврила Антипин сын Поздиев; стали каменщиками Иван Андреев сын Овчинников, Федос Тимофеев сын Брагин, Акинфий Денисов сын Стафеев, Иван Сосок, Григорий Петухов, Мелентий Потапов сын Почешев, Емельян Дмитриев сын Гульков - все были женаты, имели детей.

После ухода Ивана Сороки на новое строительство возглавил стройку подмастерье каменных дел Яков Гордеев сын Смирных. Он жил в казенном монастырском доме, был женат, имел двоих детей.

При монастыре имелась строительная келья, в которой работали местные мастера Тимофей Глухой, Савва Васильев, Тимофей Шабанов, Антон Заонега и другие. Это их трудами сияли над монастырем главы собора.

Огромное количество труда вложили в строительство Далматовского монастыря местные люди. Несметное количество кирпича изготавливали местные жители, да и строительство жилых домов, не будь здесь своих мастеров по выделке кирпича, в таком количестве было бы невозможным. В 1720 году кирпич для монастыря делали Никита Федоров сын Чижиков, Петр Андреев, Таврило Антипин, Артем Чечельнин. Позднее к ним прибавились крестьяне села Николаевского Петр Иванчиков, Василий Волосников, Василий Наумов, Герасим Овчинников. Возводили крепостную стену Иван Сосин, Федос Брагин, Иван Овчинников, Григорий Петухов, Акинфий Стафеев, Мелентий Почешев, Иван Портной, Иван Ершов да ученик Федор Иванов. За работу Иван Сосок и Емельян Гульков получали по рублю с полтиной, другие меньше, а ученик - 25 алтын (75 копеек).

Основным строительным материалом был красный кирпич, но изготавливали здесь и белый. Петр и Увар Андреевы изготовили один - 3 000, другой - 8 000 штук белого кирпича.

На ремонтных работах после пожаров в 1738 и 1742 годах работали плотники Яков Новоселов, Григорий Капуста, Семен Савраско, Никита Брагин, Алексей Лунин, Иван Черный, Елисей Паначев, Филипп Пашинин, Тимофей Петухов, Яким Бологов, Аксен Волосников. Сын Емельяна Гулькова Василий, Андрей и Михайло Пономаревы белили задымленные церкви известью. Позднее встречается в записях и имя Павла Гулькова, второго сына Емельяна. Ремесло в те времена чаще всего передавалось по наследству.

В реестре Успенского монастыря за 1760-1767 годы имеются фамилии 36 мастеров каменного дела. 15 из них проживали в селе Николаевском. В документах времен дубинщины встречаются имена каменщиков Василия Брагина, Саввы Стафеева, Михаилы Терюхова, Ивана Вяткина, плотников Алексея Перова и Фоки Зубова, отказавшихся идти на работу в монастырь.

Мастера из Николаевского работали в Тобольске. Митрополит Антоний Нарожницкий был так доволен работой далматовских мастеров, что кроме денежного вознаграждения по три рубля на человека освободил их от уплаты пятины за 1746 год. В 1748 году в Челябинске строился Христорождественский собор с двумя приделами под надзором трех далматовских каменщиков. В 1731-1751 годах мастера из Далматовского монастыря возводят церковь в Кондинском Троицком монастыре, Верхотурье, Енисейске.

В монастырской столярной мастерской работали Антон Бормотов, сын домового служителя монастыря, обученный столярному и токарному мастерству при Тобольском архиерейском доме, Филипп Иванчиков, Никифор Ворванин. Антон Бормотов был мастером высокого класса, в зависимости от проводимой работы он именуется в документах то плотником, то столяром, то резчиком. Он изготовил резной иконостас в Никольскую церковь, кресло архимандрита. Упоминается в документах и далматовский иконописец Никифор Ершов.

Служительские и крестьянские дети обучались мастерству кузнечному, столярному, чеботарному, мельничному и кожевенному ремеслам, иконному письму «в учениках». В 1769 году в иконописной мастерской было 3 ученика: Федор Бормотов, который учился своему ремеслу 8 лет, Яким Лавров и Стефан Брагин. В столярне - ученик Петр Шумилов.

Созданное далматовскими умельцами поистине можно назвать произведениями искусства. Резчики монастырской столярной мастерской, жители села Николаевского Тит Усольцев, Степан Присталых и Михаил Завьялов в 1769-1770 годах выполнили иконостас в Христорождественской церкви Успенского собора.

Иконостас был с витыми круглыми и плоскими резными столбами от полу и до верху. Около образов со всех четырех сторон - рамы с резными раковинами посредине и резными карнизами. Наверху столбов - резные капители с булавами, ангелы с трубами, держащие платы с фруктами, сплошь вызолочены. Царские врата были резные, решетчатые, на них вырезное объемное изображение Воскресения Господня, кроме лица и тела Господа, оно вызолочено. Это только часть описания иконостаса, но и по ней можно судить, что мастерство далматовских резчиков было высокого класса.

 

 

Управители Села Николаевского

 

Село Николаевское было отдельным от монастыря посельем, оно управлялось старостами, как можно судить по сохранившимся хроникам того времени, назначенными монастырем. Во времена дубинщины крестьяне выдвинули в управление тех, кому доверяли, но позднее старосты назначались или выбирались с согласия монастыря как земельного собственника.

Основной задачей старост была организация работ крестьян на монастырь и общественных работ. Город делился на 4 сотни: Подгорная (восточная) - 1-я сотня, на горе и центральная - 2-я, район речки Пионерки (Мельничной) и около молочного завода - 3-я, а от Асбест-банка на запад 4-я сотня.

Не все имена сохранились в истории, но благодаря краеведам Дмитрию Степановичу Грязнову, Зое Ивановне Матвеевой, Анатолию Александровичу Пашкову некоторые имена удалось восстановить.

 

1711 - староста Поликарп Кочев.
1741 - сотник Михаил Бормотов, десятник Никон Вяткин.
1750-е годы - староста Андрей Волосников, сотник Федот Нечунаев.
1757 - староста Леонтий Зайцев.
1762 - староста Логин Попов.
1763 - староста Лаврентий Широков, сотники Василий Лавров, Иван Лобов, Савва Зайцов, Грязных, писарь Михаиле Барсуков, выборный Федот Соболев - выбранные крестьянами во время дубинщины.
30 декабря 1763 года выбраны староста Василий Шабанов, сотник Егор Бормотов, сборщики подушного налога Фока Зубарев и Яков Коуров.
1774 - крестьянский староста Игнатий Стенин.

 

 

Административное Подчинение Села Николаевского

 

Первоначально монашеское поселение на Белом Городище именовалось Успенская Исетская пустынь Тобольского уезда.

В 1708 году вышел указ Петра I о создании в России губерний во главе с губернаторами. Село Николаевское оказалось в составе огромной Сибирской губернии с центром в городе Тобольске. В 1737 году оно в составе Далматовского уезда стало частью Исетской провинции.

В 1744 году село Николаевское в составе Исетской провинции входило в Оренбургскую губернию, а монастырь по духовному ведомству подчинялся Тобольскому митрополиту.

Пугачевское восстание подтолкнуло правительство Екатерины II принять дополнительные меры по укреплению центральной власти на местах. Одной из таких мер стало создание с 1775 года более стройной административно-территориальной системы управления. Вместо 20 губерний было образовано 50. Губернии объединялись в наместничества. В 1781 году по новой реформе учреждается Пермское наместничество в составе Пермской и Тобольской губерний.

Провинции упраздняются, губернии делятся на уезды. Всего было образовано 500 уездов, в их числе и Далматовский. Селу Николаевскому в 1781 году был присвоен статус города с названием Далматово.

 

Дорожное Строительство

 

Что касается дорожной повинности, то средствами уездного земства производилось исправление Тамакульско-Мишкинского тракта на протяжении 85 верст и дорожных сооружений на других дорогах. Исправление полотна трактов проводилось за счет натуральной повинности крестьян.

Большим событием для уезда стало строительство железнодорожной линии Синарская - Шадринск, которая в 1913 году прошла через Далматово. Городской староста С. И. Софронов по этому случаю разослал гостям следующую телеграмму: «Далматовское городское общество просит пожаловать б февраля 1913 года в 2 часа дня на празднование по случаю встречи первого паровоза на станцию Далматово».

Дорога была одноколейной. Конечный пункт - Шадринск. На пути из Синарской до Далматово и от Далматово до Шадринска были устроены разъезды с двумя линиями путей для пропуска встречного поезда. Для согласования движений поездов на станциях имелся железнодорожный телеграф, по которому и передавались сведения о движении.

Первый вокзал в Далматово построен по типовому проекту. Деревянный, с большими окнами, разделенными на множество маленьких створок, обшитый вертикально досками, он красился традиционно в коричневый цвет. Слева от входа в вокзал располагался буфет, справа кассы и скамейки для пассажиров. У входа висел латунный колокол, всегда начищенный до блеска. Ударом колокола сообщалось о прибытии и отходе от перрона паровоза. Перрон был выложен деревянными досками. Первоначально вокзал был за городом, так как в то время последней улицей была Задняя (улица 4-го Уральского полка), да и она была «односторонкой», т. е. только четная сторона.

Прихода поезда в Далматово ждали. На перрон ходили гулять не только в 20-е, но и в 50-е годы. На восток от перрона стояла водокачка для паровозов, и они, выпустив белую струю пара, подходили под огромный водопроводный кран, вода с шумом обрушивалась в нутро паровозной бочки.

Проходящие мимо поезда оставляли сообщения с помощью большой проволочной петли, цеплявшейся за специальное устройство на столбе, за перроном точно такая же петля ждала паровоз у следующего столба. Телефонной связи с паровозами не было, долгое время линия между Шадринском и Далматово оставалась одноколейной, и поезда пережидали встречные на разъездах. Сообщения о движении встречных поездов и передавались таким способом.

 

Земская Школа

 

В 1842 году местным священником Стефаном Кубасовым было открыто мужское городское училище. Закон Божий преподавал священник Николаевской церкви Никифор Черемухин. В 1877 году в училище было 35 мальчиков.

В 1861 году жена священника Павла Иоасафовна Чере-мухина открыла городское женское училище. Более 40 лет обучала она девочек грамоте, рукоделию, пению. Земство высоко оценило заслуги Павлы Иоасафовны, наградив ее золотой медалью и памятной лентой.

В 1865 году в женском училище было 25 человек. Благотворители (13 человек) внесли в пользу училища 30 рублей 40 копеек. Шадринский купец Демидов внес 10 рублей.

В 1870 году оба училища переходят в ведение земства.


1 ноября 1909 года в Далматово было открыто четырехклассное городское училище. В 1911 году оно было переименовано в высшеначальное. В 1912 году его окончили 11 человек. Здесь работали учителя со шльным образованием. Директором училища был Павел Иванович Волосатов. Учителями были Ф. Чурко, А. И. Губин. В 1919 году училище было реорганизовано в школу 2-й ступени.

Земское здание начального училища строилось с участием купеческих денежных вложений с 1909 по 1913 год. После постройки нового просторного здания «красной» школы мужское и женское начальные училища были переведены туда. Классы мальчиков располагались в крыле по улице Фридриха Энгельса, классы девочек в крыле по улице Советской. И даже на переменах дети не переходили на другую половину. На утреннюю молитву священник вставал посередине, мальчики выстраивались в своем коридоре, девочки - в своем. Вход с улицы предназначался для учителей и детей из приличных семей, учащиеся из простых семей входили через двери со двора, мальчики и девочки имели отдельный вход. При училище была квартира для директора, баня, погреб и сарай.

Первой заведующей школой стала Надежда Николаевна Голубева, но проработала она недолго, умерла от туберкулеза. Заведование приняла ее родная сестра Александра Николаевна Кокосова (1878-1963 гг.) и работала в этой школе долгие годы. Обе они - внучки Павлы Иоасафовны Черемухиной.

Земство по мере сил не только строило, но и содержало школы, училища. Так, по доходной смете высшему начальному училищу на 1919 год должно было поступить средств: от казны - 64 818 рублей, от уездного земства -9 158 рублей и от города - 436 рублей.

 

 

Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863-1944)

 

Русский ученый, исследователь-практик, изобретатель и рационализатор, документалист и фотохудожник - принадлежит к числу пионеров цветной фотографии, кинематографии и полиграфии.

Получив официальную поддержку Государя Императора Николая II он с 1909 по 1915 год осуществляет грандиозный по своим масштабам проект - проводит фотообзор Российской Империи. Фотографом было предпринято более десятка путешествий, в ходе которых была запечатлена жизнь многих районов России - от ее западных рубежей до Сибири.

После Октябрьской революции Прокудин-Горский эмигрировал в Европу, увезя с собой большую часть фотоколлекции. В 1948 году наследие мастера было приобретено у его детей Библиотекой Конгресса США, где и находится по сегодняшний день.

Как же он получал цветные изображения? Это был сложный процесс, основанный на законах цветоделения. С помощью аппарата фотограф в течение нескольких секунд делал три снимка одного и того же объекта через синий, зеленый и красный светофильтры. В итоге на стеклянной пластинке получалось три черно-белых кадра, зафиксировавших определенное количество попадавшего на них света. Далее контактным способом изготавливался черно-белый диапозитив, который помещался в проектор. В проекторе процесс имел обратный характер, а именно: каждый кадр через светофильтры давал поток определенного цвета, и после совмещения трех цветовых потоков получалось полноцветное изображение на экране.

До недавнего времени большинство этих фотографий существовали только в виде тройных черно-белых позитивов. Полномасштабные работы по полному воссозданию коллекции начались в 2000 году. И на сегодняшний день мы можем увидеть все 1902 цветные фотографии, находящиеся в свободном доступе не сайте Библиотеки Конгресса США.

"Коллекция достопримечательностей России в натуральных цветах" -уникальное собрание цветных изображений Российской Империи, созданное Сергеем Михайловичем Прокудиным-Горским в 1905-1916 годах, достойна того, чтобы имя ее автора было вписано в историю страны золотыми буквами.

Итак, стране и всему миру вернулась Россия, какой она была почти столетие назад. Увиденная глазами человека, влюбленного в свою Родину,... а потому удивительно красивую.

 

Фото

Далматово и  Далматовского Успенского монастыря

Памятники истории и культуры Далматово

Памятные Даты

 

 

Материалы предоставлены информационным порталом «Далматовский Край»

http://www.kraydalmatovo.ru/pro.htm

 

на начало раздела

 

 

 

 

 
археология
статьи
история кургана
история шадринска
история далматово
история районов области
святыни
историческая панорама
карты
фотоархив
легенды
ссылки
 
дурнал
культура
природа
туризм
 
главная
 
Фильмы проекта

всемирный фонд дикой природы

ЮНЕСКО список наследия

гринпис

ЮНИСЕФ проекты

мультимедиа-панорамы

он-лайн канал

клуб, блог, форум

фотогалерея

Заповедная Россия

карты

памятники природы Зауралья

телепроект ПУТУШЕСТВИЯ ПО РОССИИ

памятники истории и культуры

Русское географическое общество

проект ВОКРУГ СВЕТА

год биоразообразия

телестудия РУСЭКОФИЛЬМ

экскурсии

ГТРК КУРГАН

Евразийский центр современного искусства

красная книга

музеи

театры

конкурсы

маршруты

галерея

гринпис

Фильмы проекта

всемирный фонд дикой природы

ЮНЕСКО список наследия

гринпис

ЮНИСЕФ проекты

мультимедиа-панорамы

он-лайн канал

клуб, блог, форум

фотогалерея

красная книга

музеи

театры

конкурсы

маршруты

Заповедная Россия

карты

памятники природы Зауралья

памятники истории и культуры

 
дурнал
культура
природа
туризм
 
о проекте
фильмы проекта
начало раздела
главная
       

2009-2010   Национальная телевизионная студия РусЭкоФильм  /  Евразийский центр современного искусства  /  Институт НТВМТИО

Главный редактор - Вадим Осадчий  /  Свидетельство СМИ ЭЛ № ТУ 45-00020 от 05.02.2009   eurasianart@mail.ru

Hosted by uCoz