научно-просветительский проект

СТО ЧУДЕС ЗАУРАЛЬЯ

раздел ИСТОРИЯ

     

 
 

памятники истрории и культуры

 

История  Куртамышского района

 

 

Заселение и освоение Южного Зауралья в 17 и 18 веках

Исходя из того, что территория современного Куртамышского района более 150 лет относилась к Оренбургу и менее 60 лет к Кургану, при описании первоначального заселения и освоения этого края, необходимо затронуть оба основных направления заселения, как с севера, со стороны таёжного Зауралья, так и с запада, со стороны Оренбуржья.
    После покорения Россией Казанского и Астраханского ханства, между реками Урал и Волга продолжали кочевать остатки татарской орды, из которых ногайцы считались богаче и сильнее прочих. Они обладали бывшей столицей ханов - Сарайчиком, находящимся в шестидесяти вёрстах выше устья р.Урал.
    Большую территорию Урала в то время составляла страна Башкирия, за ней к юго-востоку кочевали в обширных степях орды киргиз-кайсаков, в те времена сильных и обладавших такими городами, как Ташкент, Самарканд. Татарские орды и ногаи к тому времени уже не были опасны для России из-за неурядиц и усобиц, происходивших между ними. Киргизы, за отдалённостью в то время, также были не страшны для Москвы. Башкиры же, изнуряемые внутренними родовыми распрями, теснимые набегами киргиз-кайсаков и, видя распространяющуюся власть московского государства, предпочли признать над собой власть московского царя, и в 1557 году внесли первый ясак (подать), за что Иван Грозный утвердил за ними их земли.
    Доставлять ежегодно ясак в Казань башкирам было неудобно из-за большого удаления. Они попросили царя построить им город, куда бы они могли свозить подать и укрываться от набегов степняков. В Башкирию был послан Иван Нагой, под руководством которого с 1573 года по 1586 год был построен город Уфа.   
   Первыми заселенцами реки Урал были люди, бежавшие от кровавого царствования Ивана Грозного. Около 1559 года наплыв бежавших на Волгу усилился; шайки, состоящие из них, жили грабежами и разбоями. В 1577 году для разгона этих шаек был послан отряд Ивана Муранкина, который своими удачными действиями заставил их бежать, кого в Сибирь (Ермак), кого на Терек (гребенские казаки), кого на реку Урал.
    Уральские беглецы со временем усилились, захватили и разграбили в 1580 году столицу ногаев - Сарайчик. Потянувшись вверх по реке Урал, они решили остаться здесь, основав первые поселения на территории будущей Оренбургской губернии - Яицкий городок. Потомки этих первых колонистов составили в будущем Уральское казачье войско.
    Территория Челябинского уезда заселялась по другим причинам. Здесь главным двигателем колонизации явился экономический интерес. Благодаря неусыпной  деятельности купцов Строгановых, на Урале стала быстро развиваться горнозаводская промышленность. Стечение  рабочего люда и богатая природа Зауралья привлекла большое количество землепашцев, которые устраивали слободы. Слободы эти, находясь в соседстве с башкирами, хотя и считавшимися подданными российского государства, однако, смотревшими враждебно на занятие земель русскими переселенцами, нередко страдали от их набегов, подвергаясь опустошениям. Крепость Челябинск, построенная на реке Миасс в 1736 году, была призвана защищать эти мирные русские слободы.
    Корыстолюбие и строптивость управителей, вероломный характер башкир, подстрекательство соседних кочевых народов порождали на территории Южного Зауралья беспрестанные бунты. Особо следует отметить сентовский бунт (1662 - 1683гг.) и алдаровский бунт (1704 - 1708гг.), названные по имени башкирских старшин Сента и Алдар - Кусюма. В 1662 г. подвергались нападениям Катайский острог, Далматов монастырь и Ирбитская слобода. Катайский острог осаждался 4 дня, но взят не был. Под Далматовским монастырём были сожжены деревни, женщины и дети были уведены в плен, многие были убиты, был угнан весь скот. В 1680 - 1685 годах кочевниками были совершены набеги на слободы: Утятскую, Иковскую, Суерскую. Вся вторая половина 17 века отмечена ожесточенными схватками аборигенного населения с русскими переселенцами.
    В период пребывания в Сибири воеводы П.И.Годунова (1667 - 1670гг.), для защиты  освоенной таёжной части Зауралья была  предпринята первая попытка  создать единую линию оборонительных сооружений. От Тарханского острога, затем через Ялуторовский острог вверх по реке Исеть располагались Исетский острог, Шадринская слобода (1662г.), Далматов монастырь (1644г.), Катайский острог (1655г.). В каждом из указанных пунктах должны были находиться от полроты до роты драгун.
    Благодаря предпринятым мерам, в восьмидесятые годы 17 века русские переселенцы смогли расширить свою экспансию, построив под защитой Исетской оборонительной линии 13 слобод и острогов.
    Причина дальнейшего продвижения русских на юг со стороны таёжного Зауралья, была вызвана особенностями этого края, он был менее богат пушными ресурсами, но здесь были благоприятные условия для развития пашенного земледелия, что и было использовано российским правительством. Существовала насущная потребность в хлебе для служилых людей Сибири, т.к. после выхода царского указа от 1685 года поставки продуктов из Европейской России прекратились в виду их невыгодности и дороговизны. Это сразу заставило искать новые ресурсы для обеспечения продовольствием. С этой целью первоначально для освоения «сибирской государевой пашни» использовались ссыльные, беглые, перевод крестьян по «указу», но основная масса первых переселенцев в Южном Зауралье были крестьяне, прибывшие сюда по собственной инициативе.
    Пётр I называл Петербург окном в Европу, а его преемница Анна Иоановна считала Оренбург воротами в Азию. Первыми устроителями Оренбургского края были обер-секретарь Сената Кириллов /1735 - 1737гг./, советник В.Н.Татищев /1737 - 1741гг./, князь Урусов / 1739 - 1741гг./, контр-адмирал и тайный советник И.И.Неплюев / 1742 - 1758гг./, который стал первым генерал-губернатором Оренбургской губернии.
    Главными заботами его были строительства города Оренбурга и Уйско - Тобольской оборонительной линии. В 1743 году близ впадения реки Сакмары в реку Урал, генералом Штокманом был заложен город Оренбург. Неплюев, тем временем, лично отправился в Исетскую провинцию для заложения укреплений по рекам Уй и Тобол. По Тоболу им были назначены следующие крепости: Бакланская /1717г./ в трёх верстах от сселившейся в середине 20 века д. Малая Лебедёвка, в 16 верстах севернее - редут Прочетной /1717г./ на месте ныне существующей д. Редуть, в 20 верстах севернее от него - крепость Куртамышевская /ранее 1734г./ близ существующего с. Закоулово и редут Лебяжий /ранее 1734г./ в 10 верстах южнее Утятского форпоста. По реке Уй и далее на запад начали строить крепости Усть-Уйская, Крутоярская, Каракульская, Троицкая, Степная, Магнитная, Кизильская, Уртазымская, Таналыцская. Таким образом, уже в 1743г. русские поселения пересекли вдоль Оренбургскую губернию, разделив два, в то время, полудиких народа - башкир и киргизов.
    В 1748 году для защиты южных рубежей Урала и Зауралья было учреждено Оренбургское казачье войско, первым атаманом которого до 1778 года был Могунов  В.И. Часть казачьих станиц - Звериноголовская, Озёрная, Прорывинская, Усть-Уйская, впоследствии вошли  в состав Куртамышского уезда.
    В 1753 году от Сибирской губернии, к Оренбургской губернии отошла крепость Звериноголовская. Не прекращавшиеся военные столкновения заставили правительство опять обратить внимание на создание дополнительных укреплённых линий, поскольку укрепление слобод рогатками, надолбами и бревенчатыми стенами было явно недостаточно для защиты. Усилиями сибирских воевод, на восток от Звериноголовской крепости к 1758 году была построена Пресногорьковская оборонительная линия с 16 крепостями и редутами: Петропавловская, Скопинская, Становая, Пресновская, Кабанья, Пресногорьковская. Надобность в крепостях и редутах по реке Тобол, в том числе и Куртамышевской крепости, отпала.
    По проведении укреплённых линий, длиной 2500 км, на реках Урал, Уй, Тобол, сдерживая с одной стороны башкир, а с другой киргизов, наплыв русского населения в Исетскую провинцию сделался ещё значительнее, так как здесь было много земель, не принадлежавших башкирам.
    Дальнейшая колонизация Южного Зауралья шла уже мирным путём.
  

 Основание первых поселений Куртамышского района

После заселения и освоения русскими территории севернее рек Миасс и Исеть дальнейшая колонизация на юг Южного Зауралья задержалась на 70 лет. За это время свободных, пахотных земель на освоенных территориях практически не осталось. Из года в год используемая земля истощилась и с трудом возвращала крестьянам семена. Появилось много желающих переселиться на новые, плодородные почвы. По доходящей до крестьян информации сравнительно недалеко, в южном направлении, имелись места походящие для поселения, с наличием плодородных земель, воды и леса. Но уходить южнее реки Миасс, с насиженных мест, землепашцы не решались, из-за возможных нападений кочевников.
    К сороковым годам 18 века ситуация резко изменилась. С организацией оренбургским губернатором И.И.Неплюевым в 1743 году Нижне - Уйского участка оборонительной линии, Россия взяла под свой контроль обширную территорию между реками Миасс и Уй. 15 марта 1744 года эта территория в составе Исетской провинции отошла от Сибирской к Оренбургской губернии.
    Начиная с этого времени, Исетская провинциальная канцелярия в Челябинске начала выдавать разрешения крестьянам, желающим поселиться под защитой Уйской линии. Из документа «Объявление поверенного от куртамышских крестьян, Тимофея Печерина, челябинскому землемеру 9-го класса титулярному советнику Василию Петровичу Головачёву» от 16.10.1802г. видно, что «…Слобода Куртамышская с деревнями заселена по указу Исетской провинциальной канцелярии данному просителю Окунёвского острога крестьянину Антону Лоскутникову от 15 числа июля 1745 года на государственной порожней земле и на данную слободу с деревнями земля объявлена и помежёвана в 1748 году». Администрация предоставляла льготы для переселенцев - разрешалось жить «безоброчно» в течение первых 4 лет.
    Первыми переселенцами на реку Куртамыш были землепашцы Шадринского и Окунёвского дистриктов, которыми буквально за 5-6 лет на не обжитых местах было основано более 20 деревень. К переселению готовились заранее, исходя из ограниченных возможностей хозяйств. Первоначально поступала информация, затем посылались разведчики, в обязанности которых входил выбор подходящего места для поселения, с наличием воды, леса, удобных земель, и лишь после этого поэтапно и постепенно снимались переселенческие семьи со своим скарбом и скотом. Крестьяне передвигались на небольшие расстояния, осваивая земли, находящиеся в 5 - 30 верстах от постоянного места жительства. На первых порах распахивался и засевался небольшой участок, обстраивался двор, который превращался в выселок или хутор, потом уж происходил процесс увеличения рядом дворов, что превращало выселок в деревню.
    Будучи людьми набожными, переселившиеся крестьяне, в течение первых несколько лет ходили и ездили для совершения церковных обрядов /крещения, венчания, причастия, исповеданья и т.п./ на свою прежнюю родину - в митрополичье село Воскресенское /с 1935 года с. Кирово Мишкинского района/. Но после переселения, находящаяся в этом селе ближайшая церковь, оказалась удалена, от вновь основанных деревень, на расстояние до 100 верст. И уже очень скоро перед переселенцами встал вопрос о строительстве в районе бассейна реки Куртамыш своей церкви. Основным требованием при выборе места постройки церкви было нахождение её в центре вновь осваемого района.
    Выбор места для строительства первой церкви пал удобную речную излучину, находящуюся в среднем течении реки Куртамыш. Средства, на строительство новой церкви, собирали со всех окрестных деревень. Непосредственное возведение деревянного храма было возложено на группу строителей под руководством подрядчика А. Давыдова. Первоначально собранных денег не хватило, - помогла Тобольская митрополия. Она же направила служить в строящуюся церковь священнослужителя - Василия Лыткина. 29 апреля 1753 года выстроенную церковь освятили в честь апостолов Петра и Павла. В 1756г., благодаря этой церкви, не самое большое поселение Куртамыш стало центром южного дистрикта Исетской провинции.
    Путешествующий по России в 1771 - 1773 гг. Петр Симон Паласс так описывает слободу Куртамыш и её окрестности:
«…Названное поселение имеет весьма изрядное и выгодное на левом берегу Куртамыша положение. В ней находится 40 дворов: и поныне не далеко отстоит от границ, то, ныне опасаясь киргизских набегов, обнесли церковь четвероугольным укреплением и рогатками, а на стене сооружена колокольня, которая и караульному башнею служит. Слобода лежит на весьма приятном, открытом песчаном холме, коего большую часть обтекает Куртамыш. Она лишь за 20 лет со всеми к ней принадлежащими сёлами и деревнями построена: в ней поставлен комиссар и учреждена канцелярия, под ведомством Исетской в Челябе состоящей канцелярии. К здешнему суду принадлежат кроме слободы ещё 24, частично при Куртамыше, частично при маленьких озёрах лежащие деревушки, в коих вообще почитается мужского пола 1850 душ».

    К числу 24 первых деревень на реке Куртамыш    можно отнести Ярки, Закоулово, Кислая, Обанино, Малетино, Коновалово, Хмелёвка, Галкино, Нижнее, Жуково, Сорокино, Толстопятово, Село Долговка, слобода Каминская.
    Из приведённой ниже таблицы №1 можно увидеть динамику роста числа населения в Куртамышском крае.
 

           Таблица 1. Численный состав населения Куртамышского края

 НАСЕЛЁННЫЕ        4 перепись в 1782 году          5 перепись в 1795 г.       7 перепись в 1815 году                                    

       ПУНКТЫ                   дворов  Д.М.П.   Д.Ж.П.            Д.М.П.     Д.Ж.П.         дворов   Д.М.П.    Д.Ж.П.

Куртамыш                    72       183      195              228        260            102       280       383
Долговка                      64       164      176              195        210
Растотурка                   28         81       84               103        100             43        137       182
Плоская                        19         47       44                 61         68             17          53         59
Нижнее                         93       260      298              324        362            100       319        371
Малетино                      27        83        77                99          90             27         96        119
Коновалово                  54       151      125              187        161             58        192       217
Берёзово                       30       110      108              170        177             49        189       202
Вехти                            43       167      196              189        242             59        179       222
Черноборье                  24        52         68               67          94             26          89       105
Косулино                      65      223       235              276        275
Сычёво                         20        66         84                91        102            24          92       106
Верхнее                         53      130       151              170        183
Жуково                         51      159       219              201        249
Телегино                        4        17         20                27          26
Хмелёвка                      20        28         28                40          42             28         98       107
Галкино                        23        54         59                67          68             23         59        89
Ситкова                         3          7          12                 8          16
Кочарино                      7         12         26                26          30               8         26        23
Закомалдино                59       166       189              208        238             63        212      247
Костылёво                   46        152      177              184        216              55       188      219
Узково                         10          32        40                35          51             14         49        52
Клоктухино                  45        102      126              147        153             44        159      154
Орлово                         15          35       48                47          57
Донки                           35          61       60                83          86
Белоногово                  72        186      187               241       223
Сорокино                     30         66        89                 91       114
Пепелино                      83       183      199               237       239
Острова                        28         27       38                 48         59              29         95       106
Маслово                       42         97      120               128       153
Обанино                       46       149      172               187       204              49       164       180
Птичье                           9         17        27                 31         34              12        46         47
Губаново                      30        40        28                 51         36              12        39         39
 

 Старообрядничество в Куртамышском уезде в 18 веке

    Распространение старообрядничества в Южном Зауралье началось одновременно с его заселением. После окончательного раскола православной Церкви в 1666 году, хранители старой веры, преследуемые официальной церковью и государством, начали скрываться в лесах и пустошах по окраинам России. В таких селениях Куртамышского уезда, как Жуково, Долговка, Белоногово, Пепелино, Сосновка численность раскольников составляла до половины населения.
    Старообряднические течения, имеющие два основных направления,- поповщина и беспоповщина, в Куртамышском уезде были представлены часовенными, поморцами, спасовцо - нетовцами, хлыстами, скопцами.
    Беспоповцы считали, что после реформ патриарха Никона и победы в России духа зла, антихриста, «священничество улетело в небо». В противоположность им поповцы принимали попов, перешедших в старообрядничество из официальной церкви /«беглопоповщина»/. В 1846 году в Белой Кринице, бывшей тогда на территории Австро - Венгрии, возник старообряднический епископат, где в изобилии стали появляться старообряднические священники /«австрийское согласие»/. «Часовенным» согласие было названо потому, что основным культовым звеном в нём были часовни. В 18 веке отношения «часовенных» к Церкви и монархии постепенно радикализуется, приём ими беглых попов из официальной церкви сокращается, а в 19 веке прекращается совсем, согласие «часовенных» на практике становится беспоповским. «Часовенные» в 18 веке образовали ряд крупных выступлений против господствующей Церкви, за что их преследовали особенно жестоко.
    Из беспоповского согласия наиболее значительным было «поморское», центр которого находился на реке Выг, в Поморье. Начав с категорического непризнания, не только Церкви, но и императорской власти, выгодские идеологи в 18 веке постепенно перешли на более умеренные позиции. Так, от отрицания царской власти, как антихристовой, они пришли к тому, что приняли молитву за царя. Поморцы признавали рекрутскую повинность, необходимость брака, при заключении которого допускалось молодым некоторое время на посещение православных храмов. Принимались от официальной церкви и таинства крещения. Всё это явилось причиной выделения из этого согласия более радикального - «бегунского». Сторонники которого были настроены  предельно враждебно к самодержавному государству и официальной церкви, провозглашая бегство из царства зла, бегство от подушной подати, рекрутчины и крепостничества главными догмами своей веры.
    Двоеданами старообрядцев стали называть после выхода 14 марта 1720 г. указа, согласно которому всем раскольникам предоставлялся выбор: либо признать официальную Церковь, либо платить двойной налог /дань/.
    Общеизвестно также наименование уральских старообрядцев «кержаками», что происходит от названия реки Керженец, впадающей в Волгу ниже города Нижний Новгород. В петровские времена в керженских лесах скрывались от преследования около 150 тысяч старообрядцев. После разгрома этого центра старообрядничества, толпы беглецов устремились за Урал.
    Старообрядцы селились компактно, не допуская в свою среду иноверцев. Отношение их к властям, обычаи и культура хорошо прослеживается в «Решениях поморского Ирюмского старообряднического собора», состоявшегося 29 мая 1723 года в деревне Кирсановой Исетского дистрикта Сибирской губернии.
    «…Третье суждение. Установлено правительством христианам платить двойной оклад за веру в 1716 году, носить особые платья из зипунов со стоячим клейновым козырком. Собор постановил: не прекословить, а повиноваться власти.
    Четвёртое суждение. Принимать никониан согласно правилам Карфагенского собора, 69 правило - чрез проклятие ереси.
    Пятое суждение. В святое богоявление великую воду в навечерне, аще будет священник, совершать по уставу церковному. А без священника - старой запасной водой святить новую.
    Седьмое суждение. Обряды. В праздники 12-тыя и Великих святых целовать иконы. В вербное воскресенье на утренней службе в руках держать свещи горящих и вербы. На Пасху Христову всю службу стоять со свещами горящими в руках и по хвалитных стихирах целовать друг друга и христосоваться красным яйцом. В родительский день творить поминовение во вторник на фоминой неделе и ходить на могилы с иконами. На браках не упиваться вином, понеже не радостен наш живот, но в гонении наша истинная вера. Власть земную не оскорблять, но молиться за них, и дары им приносить, дабы тихо и безмолвно житие поживём. Иноземное одеяние христианам не носить. Чай и табак христианам не употреблять. Браду и ус не подстригать. Кулачный бой запретить. Конских рысканий не творить. Христианам друг с другом творить здравствование с земными поклонами и глаголить: « Христос посреде нас». Другому отвечать: «Есть и будет». При входе в дом христианский и выходе творить три поклона. Молиться должно в кавтанах мужем, по три борка на стороне в поситках. Жёнам в чёрных сарафанах, и на главах чёрные платы. Вся наши претки и по нарушении веры сначала довольствовались оставшими прежними священниками, не принявшими никоновых перемен и живших потаённо в пустынях и лесах. Если отыскать в настоящее время окажется затруднительным и может быть и вовсе таковых не было и нет, то истинные христиане остаются без священника, крестят младенцев простолюдины сами за нужду, а браки совершают по родительскому благословению.
    Осьмое суждение. Аще в питии и ядении с никонианами или другими еретиками сообщается, то игумену читать прощение: «Прости мя, отче святый».
    31 августа 1744 года вышел специальный Указ Сената и Синода, посвящённый записи в двойной подушный оклад. Но его трактовка зауральскими крестьянами в наивно-монархическом духе вызвала массовую запись их в раскол. Тобольская консистория 26 апреля 1750 г. сообщила Синоду, что в раскол записалось более 10 тыс. уральцев и сибирцев. Духовные пастыри настаивали на проведении крутых мер в отношении раскольников.
Под давлением Церкви Сенат издал Указ от 18 мая 1750 года, объявляющий всеобщую проверку записавшихся в раскол. Духовные власти начали "розыски". Искали виновников совращения в раскол. Розыски сопровождались арестами, пытками, насилием и грабежом.
К этому времени митрополитом тобольской епархии был назначен Сильвестор Гловатский. Тот пыл, с которым он принялся за искоренение старообрядничества в своей епархии, быстро превратил напряжённую обстановку в старообряднических деревнях в критическую.
    Взрывоопасному противостоянию способствовало выполнение требований местными властями таких распоряжений Сильвестора: как,

·    «Об энергичных мерах по обращению в православие записных и тайных старообрядцев Тобольской епархии» от 2.01.1751 года.
·    «О незаконных старообряднических браках и создание специального дома для насильственного помещения туда рождающихся в
этих браках детей» от 3.01.1751 года.
·    «О единовременной уплате всеми вновь записавшимися в раскол двойного подушного оклада за все годы их жизни с семилетнего
возраста до 1745 года» от 3.01.1751 года.

Чашу терпения старообрядцев переполнило требование тобольского митрополита, запрещавшее старообрядцам селиться вдали от деревень, особенно в лесах. Старообрядцев сселяли назад, в деревни. Выполнение этого требования нередко сопровождалось насилием. В ответ на это в Зауралье одна за другой запылали «гари» /2-я волна самосожжения/.
   Так, в ночь на 8 февраля 1751 года сожглись 68 жителей Куртамышского прихода Воскресенского духовного заказа.15 февраля 1751 года при Куртамышской слободе в деревне Коновалово, в доме  Луки Шимолина, состоялось ещё одно самосожжение, в котором погибло 72 человека, в том числе 9 записных раскольников. Гарь организовали крестьяне Буткинской слободы, Пантелей Путинцев и его сестра Маремьяна, которые и сами сгорели. 28 июня 1751 года в пашенной избушке сожглись крестьяне деревни Обанино Окунёвского дистрикта Аника Журавников /Жерновников/ с четырьмя малолетними детьми.
   Столь опустошительная миссионерская деятельность Сильвестора не могла быть не замечена в Санкт-Петербурге. Правительство было вынуждено искать компромиссный выход из конфликта. В 1755 году Сильвестора убрали из Тобольской епархии. А ещё через 7 лет, при  императоре Петре III, сенатским указом от 1 февраля предписывалось немедленно прекратить все преследования в отношении старообрядцев, а арестованных распустить по домам.
После чего староверы были готовы объявить Петра III святым. Сменившая его на российском троне Екатерина II, возобновила преследование старообрядцев. Которые, естественно, решили, что Петра III отстранили от власти за поддержку им староверов. Они не хотели верить в смерть императора и ожидали с нетерпением прихода к себе Царя-мессии.
   В 1826 году численность официально зарегистрированных старообрядцев в Оренбургской губернии составляла 23196 человек, из них 10416 - поморцев. На этот же год в Тобольской губернии насчитывалось 33084 старообрядцев, 7810 из них - поморцев.
  Событием для нашего края явилось проведение 3 марта 1913 года в селе Гагарье, в 25 км от Куртамыша, старообряднического Собора.
  Как явление русского самосознания, Раскол может быть осмыслен и понят лишь в рамках православного мировоззрения, церковного взгляда на историю России.
   Настоящая причина раскола - благоговейный страх; не уходит ли из жизни благодать? Возможно ли ещё спасение, возможна ли осмысленная, просветленная жизнь? Не иссяк ли церковный источник живой воды - покоя и мира, любви и милосердия, святости и чистоты? Ведь всё так изменилось, всё сдвинулось со своих привычных мест. Вот и Смута, и «книжная справа» подозрительная…. Надо что - то делать, но что? Не осталось людей духовных, всех повывели. Как дальше жить? В этом мятежном неустройстве - смысл понимания Раскола.

Участие куртамышан в пугачёвском бунте 1774 года.

   Пугачевский бунт начался в районе реки Яик /Урал/ и охватил огромный район - Поволжье, Урал и часть Сибири. Для привлечения на свою сторону большого количества населения Пугачёв назвался именем убитого императора ПетраIII, любимого большей частью народа России. Используя недовольства различных групп населения правлением Екатерины II, живущих на этих территориях, Пугачёв выдвинул лозунги: «…вечной вольности, свободы от помещиков, расправы над ними, перехода земли к крестьянам и увольнение от подати на 10 лет».
Отряды Пугачёва действовали быстро и решительно, захватили ряд городов на Урале. 8 февраля 1774 года пугачёвский атаман И.Н.Грязнов захватил центр Исетской провинции - Челябинск. Контроль над провинцией после сдачи Челябинска был потерян.
   Первоначально пугачёвский бунт воспринимался куртамышанами как очередной набег из Степи киргиз-кайсаков. Вот выписка из письма священника Воскресенского заказа П.Андронникова тобольскому епископу Варлааму: «Куртамышского ведомства Каминской слободы и самого Куртамышского пригородка по разным селениям киргизцы обывателям делают злодейские убийства и крайне большия раззорения, в одной деревне младенца в зыбке закололи, а десятилетнюю девочку с собой увели».
   В Куртамышском дистрикте, как и на всей территории восстания особую благодарность императору Петру III испытывали старообрядцы, за то, что в его 186 дней царствования было запрещено преследование их за веру. Новое усиление преследования со стороны государства и официальной Церкви с началом царствования Екатерины II  привели к тому, что староверы готовы были поверить в кого угодно, назовись он Спасителем. Религиозный фанатизм был напряжён до предела. Старообрядцы ждали чуда.
  И это чудо появилось в образе самозванца Е.И.Пугачёва, однако староверы, очень долго мечтавшие о Царе-заступнике, приверженце старой православной веры, позволили себе обмануться и признать самозванца истинным императором Петром Фёдоровичем.
  Для привлечения на свою сторону этого слоя населения, Пугачёв на большинстве своих знамён использовал восьмиконечный старообряднический крест. В своих выступлениях он обещал им «крест и бороду», т.е. если он победит, то прикажет «старую веру держать, платье шить русское, бород брить не велю».
   Вот что писал куртамышский священник Н.Лыткин Воскресенскому заказчику П.Андронникову: «Прочитывали мы им /крестьянам/ указы, охотно повиновение своё оказывали на том в данном деле, что оный Пугачёв разбойник, а другие малопахотные и которые в хлебопашестве не радят, а в праздности по большой обращаются, и скудные крестьяне, убегая от государственной подати, а раскольники записные, в том числе и потаённые, под видом только православия крыющиеся, и чрез многие годы во исповеди и у святого причастия не бывающие, и совсем церкви святыя чуждающиеся, а за принуждение их к оному на духовных негодующие, друг от друга слыша объявленную им вольность от онаго разбойника Пугачёва, к нему склонными являются и со охотою его дожидаются, а увещеваний священческих не слушают».
   На то время в Куртамыше находился гарнизон в 50 человек, подчинявшийся Верхнеуральскому батальону Уйской военной линии. Территория гарнизона была огорожена деревянным тыном и окопана канавами. На углах на высоких подставках находились сторожевые будки, где стояли часовые. В гарнизоне было 2 пушки. Гарнизоном ведал комендант.
   10 февраля 1774 года в Куртамыш без боя вошёл отряд численностью до двухсот человек под началом ясачного татарина, есаула из деревни Птичье, Ивана Алфёровича Иликаева. Среди прибывших повстанцев было четверо татар, а также жители Куртамышской и Таловской слобод и села Долговка.
   Пугачёвцы разоружили и арестовали солдат куртамышского гарнизона во главе с комендантом секунд-майором Петром Вишняковым. Затем поставили караулы к мирской конторе, канцелярии и ко всем крепостным воротам. Сняли с крепостных башен обе пушки с припасами.
   Иликаев, прейдя в уездную канцелярию, приказал отставному канцеляристу Якову Иконникову во всеуслышание читать пугачёвский манифест. Однако, после прочтения ни Иконников, ни управитель дистрикта Иван Шамонин, ни комендант П.Вишняков, ни поручик комендатуры Василий Пульников присягать Петру III не стали. За что были избиты, закованы в ручные и ножные «железа» и сданы под караул в мирскую контору.
   На следующий день всех арестованных, в том числе и солдат, отправили под конвоем сначала в Чумлякскую слободу к атаману М.Ражеву, а затем в «злодейскую толпу» - Челябинск. Где в последствии куртамышского коменданта и канцеляриста освободили войска И. Деколонга, а куртамышский управитель, оставленный в Чумлякской слободе, был повешен по приказу атамана Ражева.
   Оставшийся в Куртамыше Иликаев  приказал опечатать дом управителя и канцелярию. Арестовал провиантского комиссара А.Веселкова. «Собравши крестьян вкруг прочитав им указ в уверение якобы от императора Петра III, который они слушали стоя на коленях, поднявши правые руки персты, некоторые со изображением двоеперстного креста, чем и присягу учинили». Остаток дня был посвящён грабежу домов арестованных куртамышан.
   Служители куртамышской Петропавловской церкви пытались вразумить своих прихожан, « но они неведомо от чего всё это презрили». Куртамышского священника Николая Лыткина пугачёвцы взяли на дому, связали и держали в цепях под караулом, ругали его и плевали в глаза. В Петропавловскую церковь восставшие не заходили и «хищения не причиняли».
   Жители Каминской слободы содействовали аресту ичкинскими татарами отставного канцеляриста Д.Луткова за то, что читал «якоб не в их пользу и облехчения ея императорского величества Государыни императрицы Екатерины Алексеевны о искоренении злодея самозванца Пугачёва и его злодейских толп манифесты»
Перед отъездом из Куртамыша есаул Иликаев вместо слободской канцелярии учредил станичную. Мирскую контору превратили в караульную. Мирскому старосте приказали быть атаманом, выбрали есаула, сотника и капралов. Крестьян определили казаками. На полтора месяца единственный раз в своей истории Куртамыш стал станицей.
12 февраля Иликаев с большей частью отряда съездил на несколько дней в Таловскую слободу, где разграбил помещичью усадьбу генерал-майора Г.Бахметьева, находящуюся в с.Петровском, арестовал приказчика усадьбы И.И.Угрюмова и отправил его и награбленное в Чумлякскую слободу.
   Вернувшись в Куртамыш с 60 татарами и мещеряками, Иликаев забрал самое ценное в домах коменданта, управителя, канцеляриста Иконникова, питейного поверенного. Из куртамышской канцелярии была взята вся денежная казна в сумме 4 тыс. рублей. И всё это также было отправлено в Чумлякскую слободу. Перед своим отъездом из Куртамыша, пугачёвцы сожгли все письменные дела в канцелярии и в мирской конторе. В Куртамыше за атамана остался зять Иликаева, Ерофей Терентьев, который в период отсутствия тестя сумел побоями выбить ещё 60 рублей у жены куртамышского управителя.
   Тем временем у Иликаева дела складывались намного удачнее. Его отряд захватил слободы Утятскую и Курганскую Ялуторовского уезда, тем самым способствовал началу развития мятежа в Сибирском царстве.
Следующей была слобода Иковская. Для захвата офицеров и солдат, находящихся в Иковской слободе, Иликаев выделил отряд из каминских и утятских крестьян в "немалом числе". 24 февраля 1774 года отряд Иликаева подошёл к Иковской слободе. Находящийся в этой слободе, капитан Смолянинов с воинской командой, был готов дать бой мятежникам, но его казаки подняли бунт, захватили караул, пушки, ружья и перешли на сторону мятежников. Смолянинов и его офицеры были арестованы пугачёвцами и отправлены под конвоем в Курганскую слободу, где Смолянинова по приказу Иликаева повесели, а четырёх его офицеров привели к присяге и отправили воевать под Оренбург.
   Воодушевлённые лёгкой победой Иликаева восстали крестьяне Белозерской, Тебенякской и Усть-Суерской /Пуховой/ слобод  Ялуторовского уезда, соединившись с отрядом в 800 человек под командованием атамана Ивана Ковалевского. Этот отряд состоял из таловских, окунёвских, пещанских и чумлякских крестьян.
   26 февраля  управитель Ялуторовского уезда надворный советник Бабановский сообщил начальнику  сибирской пограничной линии генералу Деколонгу о надвигающейся над ним опасности. По приказу генерала 13-я лёгкая полевая команда Эртмана вступила на территорию Ялуторовского уезда, где 6 марта у Усть-Суерской слободы разбила 3-х тысячный отряд И.Ковалевского. Мятежники потеряли 600 человек убитыми, включая самого атамана.
После гибели Ивана Ковалевского, борьбу за объединение крестьянских отрядов в Сибирском царстве,  возглавил вернувшийся из Челябинска в Утятскую слободу с атаманскими полномочиями, Семён Новгородов.
   Отказываться от плана «…пойти до Тобольска и стараться оным овладеть», пугачёвцы не собирались, и для пополнения своих рядов, в близ лежащие дистрикты   Исетской провинции за помощью были отправлены небольшие отряды.  За короткий срок Иликаевым было поставлено «под ружьё» около 3 тыс. новоявленных казаков куртамышского дистрикта, которые к середине марта 1774 года через Утятскую слободу подошли к Курганской.
К этому времени ялуторовские крестьяне оправились от поражения и влились в отряд под предводительством атамана Утятской слободы С.Новгородова. Пугачёвские отряды Иликаева и Новгородова объединились в Курганской слободе. Состав этого сводного отряда превышал 5 тыс. человек при 5 пушках.
   Атаманы, узнав, что Эртман с небольшими силами находится в Иковской слободе, решили окружить его команду и уничтожить. Завидев 19 марта мятежников, Эртман вывел свою команду в составе одной конной и двух мушкетёрских рот из Иковской слободы для сражения в поле. Но под прицельным пушечным огнём и наступлением пугачёвцев, обладавшим десятикратным перевесом, отошёл обратно в слободу под защиту своей батареи. Перестрелка из пушек и ружей продолжалась до ночи. Мятежники полностью окружили Эртмана в слободе.
После неудачной вылазки он вызвал из Усть-Суерской слободы отряд майора Фадеева. 20 марта Фадеев сумел пробиться к окружённым, заметно изменив соотношение сил в этом сражении.
   Поняв это, пугачёвцы отошли и укрепились в одной версте от слободы на Крутояром протоке. Они поставили там пять пушек, и, соорудили укрепления в виде снежного вала облив его водой.
   21 марта объединённый правительственный отряд совершил вылазку с целью захвата Крутоярого протока, но, не выдержав обстрела из пушек и ружей, повернул назад. 22 марта Эртман повторной атакой занял укрепления мятежников, захватив 3 пушки. Остатки пугачёвцев бежали обратно к Курганской слободе. В результате боёв у Иковской слободы мятежники потеряли более 700 человек убитыми, 52 попало в плен.
   Есаул Иликаев к этому времени понял, что с почти безоружными и необученными крестьянами, ему Тобольска не взять, и к неудовольствию Новгородова, покинул его с оставшимися своими казаками.
  Семён Андреевич Новгородов пытался остановить развал повстанческого движения в Ялуторовском уезде. Он призывал атаманов не покидать его, а присылать к нему новых бойцов.

Приказ Атамана Семёна Новгородова Таловской слободы Савину Паршукову.

Получа сей приказ, выслать тебе казаков, всех триста человек с ружьём, порохом и свинцом, под караулом, понеже что оне не бежали из армии, или прежней и высылки казаков. А сотников, которые были в походе, тебе в колотках ко мне прислать, в Утятскую слободу сего марта к 27-му числу. А ежели вскоре не пришлёшь, то имею на тебя представить к его высокографскому сиятельству Ивану Никифоровичу /И.Н.Зарубину-Чике/. И по сему приказу исполнение учинить во всём неприменно.                     23 марта 1774г.

   Но после ухода Иликаева, видя ослабление в руководстве, крестьяне, в том числе и куртамышского дистрикта, стали возвращаться по домам. Атаман С.Новгородов, «…не видя столько уже у себя людей, сколько было, ибо многие сами собой разбежались, решил и сам скрыться». Забрав семью, он притаился в пашенной избушке, где 3 апреля 1774г. и был пойман.
   24 марта правительственные войска заняли Курганскую слободу, в конце марта - Куртамышскую, а в начале апреля - Утятскую. В мятежных слободах было восстановлено местное самоуправление.
По приговору Тайной экспедиции Сената 151 участник бунта в Сибирской губернии были наказаны: 30 человек - годных к службе - навечно записали в солдаты, 65 человек были приговорены к многомесячному содержанию под стражей, 16 человек были сосланы на каторжные работы, 29 человек - на поселение, а 11 из них, не дождавшись приговора, умерли.
   Некоторые крестьяне - участники восстания- боясь наказания, бежали из своих слобод. Властями был объявлен крайний срок возвращения беглецов - 1 июля, - после чего «…если кто не возчювствует, не раскается и в свой дом не явиться, то уже яко сущие злодеи никакова помиловения ожидать не могут».
   В числе наказанных правительством оказались не только отдельные лица, но и поселения и даже регионы. Екатерина II, чтобы стереть из памяти народа название "Яицкое казачье войско", выходцы которого составлявшие костяк основных пугачёвских отрядов, переименовала реку Яик в реку Урал. Слобода Куртамыш, жители которой присягнули Пугачёву, на 19 лет лишилась статуса волостного центра и на 138 лет - статуса уездного центра.
   Пугачёвский бунт крестьян, казаков, нерусских народов настолько потряс всю Российскую империю, что вскоре правительству пришлось в корне пересмотреть свою внутреннюю политику в стране.

СВИНКИН АЛЕКСЕЙ

По материалам сайта

http://www.kurtamysh.com/index.htm

 

следующая страница

на начало раздела

фотоархив

краеведческий музей

достопримечательности района

 

 
 

 

 

археология

статьи

история кургана

история шадринска

история далматово

история районов области

святыни

историческая панорама

карты

фотоархив

легенды

ссылки

 

дурнал

культура

природа

туризм

 

главная

 

Фильмы проекта

всемирный фонд дикой природы

ЮНЕСКО список наследия

гринпис

ЮНИСЕФ проекты

мультимедиа-панорамы

он-лайн канал

клуб, блог, форум

фотогалерея

Заповедная Россия

карты

памятники природы Зауралья

телепроект ПУТУШЕСТВИЯ ПО РОССИИ

памятники истории и культуры

Русское географическое общество

проект ВОКРУГ СВЕТА

год биоразообразия

телестудия РУСЭКОФИЛЬМ

экскурсии

ГТРК КУРГАН

Евразийский центр современного искусства

красная книга

музеи

театры

конкурсы

маршруты

галерея

гринпис

Фильмы проекта

всемирный фонд дикой природы

ЮНЕСКО список наследия

гринпис

ЮНИСЕФ проекты

мультимедиа-панорамы

он-лайн канал

клуб, блог, форум

фотогалерея

Заповедная Россия

карты

памятники природы Зауралья

телепроект ПУТУШЕСТВИЯ ПО РОССИИ

памятники истории и культуры

Русское географическое общество

проект ВОКРУГ СВЕТА

год биоразообразия

телестудия РУСЭКОФИЛЬМ

экскурсии

ГТРК КУРГАН

Евразийский центр современного искусства

красная книга

музеи

театры

конкурсы

маршруты

галерея

гринпис

Фильмы проекта

всемирный фонд дикой природы

ЮНЕСКО список наследия

гринпис

ЮНИСЕФ проекты

мультимедиа-панорамы

он-лайн канал

клуб, блог, форум

фотогалерея

Заповедная Россия

карты

памятники природы Зауралья

телепроект ПУТУШЕСТВИЯ ПО РОССИИ

памятники истории и культуры

Русское географическое общество

проект ВОКРУГ СВЕТА

год биоразообразия

телестудия РУСЭКОФИЛЬМ

экскурсии

ГТРК КУРГАН

Евразийский центр современного искусства

красная книга

музеи

театры

конкурсы

маршруты

галерея

гринпис

Фильмы проекта

всемирный фонд дикой природы

ЮНЕСКО список наследия

гринпис

ЮНИСЕФ проекты

мультимедиа-панорамы

он-лайн канал

клуб, блог, форум

фотогалерея

Заповедная Россия

карты

памятники природы Зауралья

телепроект ПУТУШЕСТВИЯ ПО РОССИИ

памятники истории и культуры

Русское географическое общество

проект ВОКРУГ СВЕТА

год биоразообразия

телестудия РУСЭКОФИЛЬМ

экскурсии

ГТРК КУРГАН

Евразийский центр современного искусства

красная книга

музеи

театры

конкурсы

маршруты

галерея

гринпис

Фильмы проекта

всемирный фонд дикой природы

ЮНЕСКО список наследия

гринпис

ЮНИСЕФ проекты

мультимедиа-панорамы

он-лайн канал

клуб, блог, форум

фотогалерея

 

дурнал

культура

природа

туризм

 

о проекте

фильмы проекта

начало раздела

главная

     

 

2009-2010   Национальная телевизионная студия РусЭкоФильм  /  Евразийский центр современного искусства  /  Институт НТВМТИО

Главный редактор - Вадим Осадчий  /  Свидетельство СМИ ЭЛ № ТУ 45-00020 от 05.02.2009   eurasianart@mail.ru

Hosted by uCoz