научно-просветительский проект СТО ЧУДЕС ЗАУРАЛЬЯ раздел ИСТОРИЯ
       
  памятники истрории и культуры  

СВЯТЫНИ

Святой мученик Аркадий Гаряев c. Боровское

В небольшом курганском селе Боровское 10 июня, в праздник Всех святых, в земле Российской просиявших, собралось необычное количество паломников. В этот день в женском монастыре в честь Похвалы Божией Матери состоялось редкое и радостное для любого православного событие — обретение мощей святого мученика, убиенного в 1918 году настоятеля монастырского храма пресвитера Аркадия (Гаряева).

«Когда мы прикасаемся хотя бы к частичке мощей святого, хотя бы к обломочку кости, мы прикасаемся к его святости, — говорит настоятель Свято-Никольского храма священник Сергий Климов. — Поэтому такое событие для нас — большая радость. В Курганской епархии это второе обретение мощей за всю ее историю, первыми были обретены мощи преподобного Далмата. У нас новомучеников, уже прославленных Церковью, не меньше десяти человек. А возможно, что их еще больше — тех, кто пока не известен миру».

 

Миссионер

Пресвитер Аркадий, как повествует его житие, составленное архивариусом Екатеринбургской семинарии, историком и краеведом Галиной Александровной Кротовой и учащимся семинарии Андреем Печериным, — родился 16 января 1878 года в Верхне-Туринске. Отец его, священник Николай Гаряев, служил в храме Святителя Николая Чудотворца Верхне-Туринского завода. Семья отличалась глубокой верой и благочестием. Когда Аркадию исполнилось 10 лет, его послали получать образование в Екатеринбургское духовное училище, а затем в Пермскую духовную семинарию. Но в семинарии он проучился всего около полутора лет и выбыл по состоянию здоровья. Стал служить псаломщиком, женился. В 1905 году епископом Екатеринбургским и Ирбитским Владимиром (Соколовским) был рукоположен в сан диакона, а через два года — в сан иерея, и направлен служить в храме Петра и Павла села Петропавловское (ныне город Североуральск). Тогда же началась его миссионерская деятельность по просвещению коренного населения — вогулов. Приход отца Аркадия занимал самую большую территорию в Екатеринбургской епархии. Он включал в себя множество отдаленных деревень, в том числе таких, которые находились более чем в 100 верстах от Петропавловского.

Видимо, активная миссионерская деятельность молодого батюшки произвела благоприятное впечатление на членов Екатеринбургской духовной консистории, и 21 декабря 1909 года пришел приказ о переводе отца Аркадия на должность священника Походной церкви. Походный штат был особенностью 5-го округа Верхотурского уезда, он помогал местному духовенству духовно окормлять разбросанное по рудникам и приискам население края.

Отец Аркадий всей душой предался возложенному на него делу. Несмотря на суровые погодные условия, он посещал отдаленные поселения, чтобы совершить там таинства крещения, исповеди и причастия над людьми, годами остававшимися без духовного окормления. В весеннее ненастье на лошадях добирался до юрт «инородцев» (так называли в то время местное население), чтобы принести им весть о Пасхе. Духовное состояние местных жителей было самым печальным. Вот что писал о. Аркадий в одном из своих отчетов: «Я вывел горькое заключение, что тьма еще царит в душах инородцев, и мало там света — лишь проблески малые, вспыхивающие при напоминании о Боге, Христе, Николе (Чуд. Мирл.) и гаснущие тот час же под влиянием крепко держащего их в своей власти шаманизма... очень все еще мятутся в душе, не зная кто сильнее, Христос или злой дух Шайтан, священник — служитель первого, или шаман — служитель второго».

Но самым тяжелым для о. Аркадия было неодобрение, непонимание, насмешки со стороны людей, в том числе и других священников. Многие из них считали, что молодой миссионер, располагая такими большими суммами, которые выделяет ему Миссионерский комитет, присваивает если не все, то хоть какую-то часть из них себе. Между тем после каждой миссии отец Аркадий писал в Епархиальное управление подробные отчеты о проделанной работе, в том числе ее финансовой стороне. 

Тяжелые условия служения, непонимание и отсутствие поддержки от миссионерского Комитета привели к тому, что отец Аркадий подал прошение о переводе, и 3 октября 1912 года был направлен в храм села Никито-Ивдельского, Верхотурского уезда.

После ухода о. Аркадия с должности походного священника миссионерская работа начала стремительно угасать, а с 1915 года поездок к кочующим вогулам уже вовсе не делалось, причт походной церкви стал жить оседло. Отец Аркадий же и теперь не оставлял своих вогулов — «просвещение их светом Христова учения и удовлетворение их религиозных потребностей» по-прежнему входило в его обязанности. Двор о. Аркадия зимой 1913 года часто служил местом временной стоянки вогульских оленей, а вместе с тем и аудиторией для бесед с вогулами.

«Даже до смерти»

Последним местом служения священномученика Аркадия стал Свято-Никольский храм села Боровского Камышловского уезда (ныне Катайский район Курганской области). Он был переведен сюда 27 февраля 1914 года, через два месяца после смерти отца.

1 июля 1918 года отец Аркадий совершал венчание, когда, привлеченные звоном колоколов, в храм ворвалась банда красноармейцев. Они схватили священника и, обвинив его в контрреволюционной деятельности, повели в сторону Катайска. В ближайшем лесу бандиты жестоко расправились с батюшкой: по свидетельству местных жителей, он был поднят на штыки. Не позволив хоронить священника, тело его красноармейцы велели снести в паденник — место, куда сбрасывали падший скот. Некоторое время спустя четыре пожилые местные жительницы тайком извлекли его оттуда и перезахоронили. Отпевание и погребение было совершено после прихода Белой армии, 11 июля, — торжественно, в присутствии всего местного духовенства. Отец Аркадий был погребен в церковной ограде, в склепе за алтарем Свято-Никольского храма.

Обретение святыни

В 1986 году настоятель Свято-Никольского храма, ныне почивший о. Николай Покровский, благословил ископать колодец для слива остатков святой воды. Когда наткнулись на кирпичную кладку гробницы, в воздухе, по свидетельствам очевидцев, разлилось обильное благоухание. Место вновь засыпали землей и поставили крест. Из рассказов местных жителей узнали имя почившего, а благодаря данным Зарубежной Церкви стала известна и дата его мученической кончины. 

В 2001 году священником Свято-Никольского храма отцом Александром Никулиным склеп был открыт для поклонения. В 2002 году Синод причислил священномученика Аркадия Гаряева к лику святых в Соборе новомучеников и исповедников Российских. 

Работы по обретению святых мощей начались 6 июня 2007 года, за два дня до праздника Всех святых, в земле Российской просиявших. За это время нужно было добраться до склепа, который окружал гроб, и устроить к нему удобный подход. За лопаты взялись клирики храма и приехавшие заранее по благословению настоятельницы монастыря игуменьи Вассы паломники из Челябинска. Постепенно стали видны две каменные плиты, которыми был накрыт склеп, и кирпичная кладка его стен. Когда плиты подняли, взорам предстал хорошо сохранившийся деревянный гроб. На чуть потемневших досках ярко выделялись остатки бумаги, которыми они были оклеены, и бумажный крест. При более внимательном рассмотрении можно было заметить и остатки зеленой краски, которой он был окрашен.

Все два дня при гробе читались Евангелие и канон священномученику. Но до приезда правящего архиерея Курганской епархии епископа Михаила гроб не вскрывали.

10 июня, в праздник Всех святых, в земле Российской просиявших, после торжественной Литургии состоялся крестный ход к месту погребения святого. Под торжественное пение гроб был открыт. Мощи священномученика облачили в красные пасхальные ризы и переложили в новый гроб, после чего крестным ходом священники перенесли мощи в храм. 

В проповеди, посвященной празднику, епископ Михаил сказал: «За две тысячи лет Церковь обрела множество угодников Божиих. Но самое большое количество святых Русской Церкви принес наш окаянный XX век. Действительно, как писал Достоевский, бесы вселились в Россию и терзали ее долгие годы. Церковь была поругана, храмы разрушаемы, святые Божии избиваемы. Но это безбожное гонение принесло нам целый сонм новомучеников. И сегодня, братья и сестры, мы будем свидетелями знаменательного события в этой святой обители — обретения мощей священномученика Аркадия, который пострадал в годину лютых испытаний от безбожников-богоборцев. Я надеюсь, что по молитвам этого святого Господь укрепит нашу веру, я верю, что по его молитвам мы получим обильную Божию благодать и достигнем берега спасения». 

Наталья Павлова

По материалам сайта Епархиального управления 

Курганской епархии Московского Патриархата.

 http://www.kurgan.orthodoxy.ru

 

 

 

 
археология
статьи
история кургана
история шадринска
история далматово
история районов области
святыни
историческая панорама
карты
фотоархив
легенды
ссылки
 
дурнал
культура
природа
туризм
 
главная
 
Фильмы проекта

всемирный фонд дикой природы

ЮНЕСКО список наследия

гринпис

ЮНИСЕФ проекты

мультимедиа-панорамы

он-лайн канал

клуб, блог, форум

фотогалерея

Заповедная Россия

карты

памятники природы Зауралья

телепроект ПУТУШЕСТВИЯ ПО РОССИИ

памятники истории и культуры

Русское географическое общество

проект ВОКРУГ СВЕТА

год биоразообразия

телестудия РУСЭКОФИЛЬМ

экскурсии

ГТРК КУРГАН

Евразийский центр современного искусства

красная книга

музеи

театры

конкурсы

маршруты

галерея

гринпис

Фильмы проекта

всемирный фонд дикой природы

ЮНЕСКО список наследия

гринпис

ЮНИСЕФ проекты

мультимедиа-панорамы

учебные фильмы на DVD

 
дурнал
культура
природа
туризм
 
о проекте
фильмы проекта
начало раздела
главная
       

2009-2010   Национальная телевизионная студия РусЭкоФильм  /  Евразийский центр современного искусства  /  Институт НТВМТИО

Главный редактор - Вадим Осадчий  /  Свидетельство СМИ ЭЛ № ТУ 45-00020 от 05.02.2009   eurasianart@mail.ru

Hosted by uCoz