научно-просветительский проект СТО ЧУДЕС ЗАУРАЛЬЯ раздел КУЛЬТУРА
       
   

Статьи об истории кинотеатров в Кургане

 

Первые кинотеатры Кургана

В начале XX века жители Кургана познакомились с чудесным изобретением братьев Люмьер - с синематографом. По воспоминаниям Владимира Македоновича Волкова, чьи дед и отец были уважаемыми священниками в нашем городе, а сам он учился в курганском духовном училище, явствует, что в 1905 г. в городе впервые появился синематограф “живые картины". Показ картин происходил в одном из пустующих складских помещений, наскоро приспособленном под зрительный зал. В. М. Волков говорит, что тогда же был организован показ “живых картин" и в духовном училище с приглашением всего городского духовенства. Демонстрировались три картины: “Жизнь игрока", другая о собаках-разведчиках и третья комическая, с участием знаменитого комика Макса Линдера. Зрелище произвело на всех огромное, неописуемое впечатление, только и было разговоров, что о новом чуде техники. До этого в курганских учебных заведениях пользовались только “волшебным фонарем", через который показывались туманные картины. Хотя духовенство и присутствовало на сеансе, но в дальнейшем посещение кинематографа представителями духовного сана регламентировалось. В 1914 году епископ Тобольский и Сибирский Варнава распорядился строго наказать тюменского священника Миртова за посещение кинематографа. В связи с этим Синод возбудил принципиальный вопрос о праве священнослужителей присутствовать на сеансах, программа которых нецерковна. Это ограничение распространилось на учащихся духовных школ и семинарий.

Но если жители Кургана и познакомились с “живыми картинами" в 1905 году, то это было кратковременное развлечение. Первый стационарный кинотеатр возник несколько позже. В начале 1909 года прусский подданный Георгий Федорович Швензов обратился к курганскому купцу Василию Ивановичу Окладовикову с просьбой сдать ему в аренду часть своих домов и усадьбы под устройство электро-синемо-театра. Усадьба эта находилась в центре города, на Дворянской улице, вблизи торговых рядов и Троицкого храма, что обещало если не наплыв зрителей, то хотя бы постоянное внимание со стороны горожан. Получив согласие на аренду, господин Швензов заказал городскому архитектору Н. А. Юшкову проект приспособления здания Окладовикова под зрительный зал и электростанцию. 15 февраля 1909 года проект и пояснительная записка были готовы, и 24 февраля в Строительное отделение Тобольского губернского управления было отправлено прошение Г. Ф. Швензова следующего содержания: “Я желаю устроить в г. Кургане, в доме Окладовикова, по Дворянской улице электро-синематический театр. Для этой цели я должен устроить электрическое освещение в снятом мною помещении... К сему считаю долгом добавить, что установка запасной станции будет производиться мною летом сего года, ибо укладка фундамента, необходимая для установки машин, не может быть произведена до оттаяния земли".

В пояснительной записке описывалось устройство зрительного зала на 150 мест, аппаратной, динамо-машин, которые будут вырабатывать ток, были приложены чертежи, но проект был отвергнут Строительным отделением. Получив в марте месяце отказ, Г. Ф. Швензов решил не переделывать проект, а заказать новый для другого помещения. Он снимал квартиру в доме Калистрата Сигизмундовича Земянского, содержателя аптеки, которая в том же доме и помещалась. Дом тоже был в удобном месте - Гостинодворский переулок, дом 1. (Сейчас улица Пичугина, здание обувной фабрики). Хозяин на устройство синематографа согласился, и опять обратились к услугам архитектора Н. А. Юшкова. Первый проект переустройства дома К. Земянского вместе с заявлением Г. Швензова был отправлен в Тобольск 21 апреля 1909 г. Но проект опять был отвергнут Строительным отделением. Пришлось вносить изменения и отправлять в Тобольск поверенного И. Е. Рагозина, который ускорил рассмотрение документов и 2 июля 1909 года телеграфировал в Курган: “Прошу объявить разрешение Г. Ф. Швензову синематографа Кургане". Переоборудование здания было произведено за два месяца, и 15 сентября [1909] состоялось открытие кинематографа “Модерн". Теперь “Курганский вестник" в каждом номере стал печатать рекламу. Приведем образец этой рекламы:

“Электротеатр “Модерн":

среда - 10, четверг - 11, пятница - 12 и суббота - 13 (февраля [1910]).

Отделение 1: Петр Великий.

Отделение 2: Продолжение Петра Великого.

Отделение 3: От Гельсингфорса до мыса Кулен и Хочу быть большой.

Отделение 4: Этель-Кинг (знаменитая женщина-сыщик, большая эффектная драматическая картина) и Свадьба Канюши (весьма комическая)". За одно посещение зритель мог познакомиться с историей и географией, с драмой и комедией.

С наступлением весны Г. Ф. Швензов обратился к губернатору за разрешением перенести свой синематограф из дома К. С. Земянского на летний период на открытую сцену театрального помещения в саду Общественного собрания. В конце апреля 1910 года разрешение было получено, в мае комиссия уже осматривала новое помещение, а через две недели Г. Швензов вдруг отказался от этой идеи и 17 июня подтвердил распискою, что “в Общественном собрании устраивать и переносить свой нефтяной двигатель для демонстрации картин не будет и от первого своего ходатайства отказывается" Такая непоследовательность поступков Г. Ф. Швензова объясняется тем, что у него появился конкурент и встала проблема либо закрытия “Модерна", либо борьбы за зрителя. Скоро “Модерн" был закрыт, уступив место новому синематографу “Эхо".

Владельцем “Эхо" был Матвей Дмитриевич Селиванов, до этого проживавший в Бийске и Минусинске. В Кургане он решил открыть синематограф в арендованном доме Ивана Михеевича Малышева по Троицкому переулку N 2 (ул. Ленина, сейчас на этом месте часть здания управления милиции) при условии, что “электростанция" будет устроена хозяевами. Евдокия Яковлевна Малышева обращается в Управление Омского почтово-телеграфного округа за разрешением на устройство электрического освещения в доме мужа и постановку нефтяного двигателя в полуподвальном этаже дома. К прошению были приложены проект переоборудования здания под синематограф, составленный Н. А. Юшковым, и пояснительная записка к нему. Аналогичное прошение отправляется в Строительное отделение Тобольского губернского управления, где и утверждается 8 февраля 1910 г. В мае были поставлены нефтяной двигатель “Перкун" из Варшавы в 10 сил и динамо-завода “Сириус" из Лейпцига. Готовность синематографа к приему зрителей была подтверждена актом от 16 июля 1910 года, после чего началась демонстрация картин. Электротеатр “Эхо" имел зрительный зал на 250 мест, фойе на 75 человек. Какое-то время “Модерн" и “Эхо" существовали вместе и даже показывали одни и те же картины, например, “Похороны Толстого". В эти дни даже очереди за билетами стояли. Впечатление было настолько сильным, что на дальнейшую программу никто не оставался, залы пустели.

Просуществовав два года, “Эхо" было закрыто, и тогда сам домовладелец И. М. Малышев решается открыть свой электро-театр. В Строительное отделение 7 декабря 1912 года уходит прошение следующего содержания: “Представляя при сем проект перестройки помещения, в коем находился в течение более двух лет электро-театр “Эхо", имею честь покорнейше просить Строительное отделение разрешить мне вновь действия электро-театра под другим названием - “Лира", т. к. помещение в настоящее время особенно хорошо приспособлено. При этом считаю необходимым присовокупить, что электро-театр “Эхо" прекратил свои действия вследствие того, что владелец его Селиванов крайне небрежным и халатным отношением к делу совершенно уронил таковое, так что публика почти совсем перестала посещать “Эхо". Поэтому оставался единственный выход - закрыть театр, что Селиванов и сделал, хотя в Строительное отделение он не преминул донести, кажется, о том, что театр он закрывает потому, что помещение представляет опасность - могут обрушиться матки, и тому подобный вымысел. Безусловно, все это со стороны Селиванова сделано с целью насколько возможно затормозить мне устройство электро-театра. Разрешение на открытие электро-театра “Лира" желательно было бы получить, по возможности, в непродолжительном времени".

Получив разрешение, И. М. Малышев быстро провел необходимый ремонт, приспособления и в Новый год дал первый сеанс. 5 января 1913 года был составлен акт осмотра каменного здания И. М. Малышева, в котором отмечено, что “приспособленное для электро-театра “Лира" помещение имеет три выхода на улицу, из коих два постоянных и один запасной. Будка для киномеханика помещается между двумя каменными стенами с двумя деревянными перегородками, изнутри обшитыми по войлоку железом, с металлическим полом". Проработав два года, кинотеатр “Лира" был закрыт. Вероятно, М. Д. Селиванов говорил правду об аварийном состоянии помещения, когда ликвидировал свое “Эхо". И. М. Малышев вынужден был провести капитальный ремонт всего здания и снова решил открыть кинематограф, но уже под названием “Весь мир". 5 августа 1915 г. комиссия осмотрела здание, и курганский исправник отправил подробную телеграмму губернатору, в которой сообщал, что “помещение построено во всем согласно с проектом, утвержденным Строительным отделением 6 июля 1915 года, за исключением балкона, который по проекту должен быть на высоте от пола пять с половиной аршина, а в действительности около аршина ниже и нет кронштейнов, чтобы подпирать балкон... Кроме того, не устроено калориферных печей. Назначено Малышеву на устранение дефектов трехмесячный срок, причем разрешить теперь же Малышеву открыть действие кинематографа". В ответ губернатор Станкевич телеграфирует Малышеву: “Разрешаю открытие кинематографа при условии закрытия балкона". В конце августа были укреплены и балконы, на которые с первого сентября стали пускать публику. Этот кинотеатр существовал еще какое-то время после Октябрьской революции, но симпатии хозяина были на стороне белого движения. В июне 1918 года “Курганская свободная мысль" помещает маленькую информацию: “Командир курганского добровольческого отряда выражает от имени отряда глубокую благодарность дирекции электротеатра “Весь мир" за пожертвованные ею на нужды отряда 800 рублей". Результатом такого поступка стала конфискация и закрытие кинематографа с установлением советской власти. После ремонта в этом здании был открыт зимний театр под названием “Новый мир".

Но один кинотеатр в Кургане сохранился с 1911 года - это “Прогресс". Увидев, какой популярностью пользуется демонстрация фильмов, курганский купец Михаил Александрович Головизнин обратился в городскую Думу в августе 1911 года за разрешением на установку в каменном помещении на своей усадьбе динамо-машины для кинематографа. Кинотеатр начал действовать, составив конкуренцию “Эхо". Борьба за зрителя особенно обострилась, когда И. М. Малышев открыл свою “Лиру". Каждый из хозяев не скупился на рекламу. Малышев начал переговоры с местным фотографом Карташевым об открытии электрофотографии при кинематографе “Лира". Предполагалось установить аппарат для моментальных снимков, которые бы производились перед сеансами и во время антрактов. Под фотографию Малышев отдавал половину чайного буфета, обещал установить 35 электролампочек по 50 свечей каждая. И Карташев согласился. Уже и губернатор был поставлен в известность об этой договоренности, но в дело вмешался Головизнин. Он предложил фотографу более выгодные условия, и в апреле 1914 года Карташев был вынужден отправить объяснительную записку губернатору. “Я, содержатель фотографии в городе Кургане, пензенский мещанин Владимир Алексеевич Карташев, предполагал открыть электрофотографию для моментальных снимков при электро-театре “Лира"... В настоящее время я предполагаю открыть электро-фотографию при электро-театре “Прогресс", принадлежащему М. А. Головизнину, и на это имею уже разрешение от губернского инженера". Соперничество “Лиры" и “Прогресса" особенно заметно в репертуаре. Стоит привести короткий перечень фильмов, демонстрировавшихся в курганских электросинема-театрах, хотя бы в 1914 году. В репертуар “Лиры" входили русские и заграничные фильмы: “Роман русской балерины" - по драме Н. Н. Брешко-Брешковского; “Ночь соломенного вдовца" - комедия с участием знаменитого петербургского актера К. А. Варламова; “Воцарение Дома Романовых" - единственный экземпляр для всей России фирмы Ханжонкова; “Бэла" - по роману М. Ю. Лермонтова с участием С. Мозжухина;"Расплата" - с Гретой Бергер в главной роли.

В “Прогрессе" больше показывали мелодрамы: “Пляска любви, пляска смерти" - с участием Лиды Корелли; “Жизнь - обман, любовь - мгновенье", “О жизни покончен вопрос", “Фантомас мертвец-убийца", “Таинственный профессор" и далее в том же духе. Но в “Прогрессе" еще устраивались лекции, собрания и гастроли артистов. “Курганский вестник" объявляет: “С 8 апреля 1914 года в кинематографе “Прогресс" гастроли Мери Эрнальдо, знаменитой трансформаторши. Выступление после каждого сеанса". Соперничество кинотеатров продолжалось и на ниве благотворительности. 4 июня 1918 года весь сбор за демонстрацию в “Прогрессе" картины “Поруган святой идеал" поступил на усиление средств Добровольческого отряда Временного Сибирского правительства. В это время “Прогресс" принадлежал уже новому владельцу - А. И. Гетлиxерману. Но владел он им недолго, 29 декабря 1918 года городская Дума разрешила начальнику военно-авиационной школы занять электро-театр “Прогресс" Гетлиxермана под классы мотористов. В советское время кинотеатр был национализирован и передан политпросвету, который стал добиваться показа современных фильмов. В апреле 1924 года была показана картина “Комбриг Иванов" - первая ласточка советской кинематографии в Кургане. Краткое содержание фильма сводится к тому, что комбриг влюбляется в поповну, она требует венчания, но жених устраивает антирелигиозный диспут и перевоспитывает невесту. “Прогресс" продолжает свое существование по сегодняшний день. (Уже нет, но я решил оставить всю главу книги дословно - Sector)

Из книги Васильевой А.М. "Забытый Курган"

История кинотеатра Прогресс

Фото старых кинотеатров

 

 

 
 
 
 
Фильмы проекта

всемирный фонд дикой природы

ЮНЕСКО список наследия

гринпис

ЮНИСЕФ проекты

мультимедиа-панорамы

он-лайн канал

клуб, блог, форум

фотогалерея

Заповедная Россия

карты

памятники природы Зауралья

телепроект ПУТУШЕСТВИЯ ПО РОССИИ

памятники истории и культуры

Русское географическое общество

проект ВОКРУГ СВЕТА

год биоразообразия

телестудия РУСЭКОФИЛЬМ

экскурсии

ГТРК КУРГАН

Евразийский центр современного искусства

красная книга

музеи

театры

конкурсы

маршруты

галерея

гринпис

Фильмы проекта

всемирный фонд дикой природы

ЮНЕСКО список наследия

гринпис

ЮНИСЕФ проекты

мультимедиа-панорамы

он-лайн канал

клуб, блог, форум

фотогалерея

Заповедная Россия

карты

памятники природы Зауралья

телепроект ПУТУШЕСТВИЯ ПО РОССИИ

памятники истории и культуры

 
 
       

2009-2010   Национальная телевизионная студия РусЭкоФильм  /  Евразийский центр современного искусства  /  Институт НТВМТИО

Главный редактор - Вадим Осадчий  /  Свидетельство СМИ ЭЛ № ТУ 45-00020 от 05.02.2009   eurasianart@mail.ru

Hosted by uCoz