|
|
|
|
Театры
Экспериментальный
театр
Курганского
областного колледжа культуры
Экспериментальный театр Курганского
областного колледжа культуры был сформирован как коллектив творческий и
дееспособный в сентябре 2006 года. В основном труппа была набрана из
числа студентов колледжа.
Коллектив ориентирован на творческий процесс
в поиске новых форм выражения. Театр работает в различных жанрах,
стилях и направлениях. Было осуществлено несколько постановок
направления театра абсурда, в репертуаре театра спектакли: «Звук шагов»
С. Беккета, «Перевод» по пьесе А.Слаповского, «Не всё» на музыку Сергея
Курёхина.
«Первой творческой работой был
спектакль-перформанс "Геометрия ритма", который состоял из нескольких
перформансов, затрагивающих тему "Человек и общество". Спектакль был
основан на пластике, музыке, предметах. Сейчас идет новый эксперимент, в
основе которого лежат пьесы современных драматургов.»
Все что происходит на сцене театра можно
назвать творческим экспериментом - каждый из актеров привносит в
действие свое мироощущение и те многие необъяснимые жизненные факты
воплощаются на глазах зрителя в реальные образы. «Актеры театра не
боятся выражать и воплощать свои мысли, идеи, чувства в реальность.
Каждый из них индивидуальность, но когда речь заходит о совместной
деятельности, о творчестве, они становятся единым организмом, с одной
стороны: дышащим и живущим в совершенной органике, а с другой стороны:
организмом, каждая частичка которого самостоятельно двигается, работает,
создает, помогает другим, учится новому, впитывает, ТВОРИТ.» Эксперимент
театра заключается не в поиске необычных форм и привлечения внимания
зрителя таковыми формами, а прежде всего в психологическом подходе
включения зрителя в творческий процесс коллектива. Зритель не всегда
понимает того, что с ним происходит во время спектакля, но так или иначе
он уже является частью единого творческого акта.
Иногда используя скупые формы
выражения коллектив добивался обширных возможностей общения со зрителем.
Основные приемы театра это - атмосфера, творческое взаимопонимание,
свобода, ритм, фантазия и т.д... Говоря о фантазии, театр подразумевает
воплощение в сценической площадке фантазийных мыслеформ (будь то
драматургия, музыка, живопись и многие другие направления искусства) в
реальных людях-актерах, предметах и зрителях в определенных сценических
коллизиях.
Коллектив принимал участие в театральных
фестивалях «Театральный перекрёсток» 2007-2009гг. в качестве гостей
фестиваля; в V Открытом фестивале-лаборатории
театральных отделений учебных заведений культуры и искусства
Приволжского федерального округа «Театральное студенчество 2009».
Экспериментальный театр это молодые
талантливые художники-актеры с нетрадиционным мышлением и взглядом на
мир.
СТАТЬИ
ВСЁ ИЛИ НЕТ?
ЭТОТ ВОПРОС
ОБРАЩАЮТ К
ЗРИТЕЛЯМ
УЧАСТНИКИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО
ТЕАТРА
ОБЛАСТНОГО
КОЛЛЕДЖА КУЛЬТУРЫ
ТВОРЧЕСТВО
Возможно,
когда-нибудь неизменно молодой режиссер (педагог) Эдуард Шипицын и
возьмет в оборот (или в союзники) старого доброго Островского и
опровергнет или подтвердит милые сердцу Александра Николаевича сентенции:
«Бедность не порок», «Сердце не камень», «Правда хорошо, а счастье
лучше».
Возможно,
когда-нибудь курганского экспериментатора неудержимо потянет к себе
традиция, но пока он избегает не только известных классических сюжетов,
но и слов, предпочитая самовыражаться на языке символов, отточенно —
выразительных жестов, загадочных телодвижений и включать каждый раз в
заново изобретаемое пространство различные ряды предметов отнюдь не
сценического происхождения. Там, например, где мы с фотокором на днях
побывали, присутствовали кусок полиэтилена, деревянные лестницы, ворох
одежды, содержимое электронных устройств и т. д. и т. п.
Почему с чувством
и без чувства употребленные в громадном количестве слова больше не
убеждают Эдуарда? Или ему кажется, что в наших бесчисленных разговорах
мы забалтываем суть важных явлений, понятий, ситуаций? Или он настолько
впечатлен знаменитым тютчевским посылом: «Мысль изреченная есть ложь»?
Впрочем, какие бы умозаключения ни влияли на формирование творческого
почерка Шипицына, любой спектакль возглавляемой им студенческой труппы
задает работенку нашему интеллекту, будоражит воображение, рождает идеи.
Очередное творение
учебного коллектива под названием «Не всё» так же наполнено
пластическими метафорами, загадочными построениями, образами, считывать
которые иногда — удовольствие, иногда — нелегкий труд.
— А по-моему,
понятно, — улыбается постановщик, взявший в
соавторы культового музыканта восьмидесятых Сергея Курехина,
композитора, аранжировщика, философа, провокатора, безудержного игрока,
противника будничной логики. Одни считали его ловким ремесленником,
другие — гением. Кого-то восхищали, а кого-то отпугивали граничащие с
безумием «грандиозные многоуровневые мультико-довые компиляции»
создателя ансамбля «Популярная механика», объединившего группы «Аквариум»,
«Игры», «Кино», «Джунгли». Он эпатировал цензуру и публику, расшатывал
идеологические и эстетические установки тогдашнего общества. Это был
стеб высшей пробы, притом весьма рискованный в отличие от безобидных
экзерсисов остряков из Комеди Клаба. В марте 1991 года, выступая в
программе Сергея Шолохова «Пятое колесо»,
Курехин изящно
убедил постперестроечную страну, что Ленин — гриб...
... Крохотная
площадка театрального класса, крохотный зал вместимостью в 20-25
стульев — оптимальные условия для эксперимента, допускающего
сосуществование концептуального и иронического взгляда на мир.
Кто они, столь
похожие и не похожие на нас персонажи, переживающие не частную драму, а
некую общую цивилизационную катастрофу, то и дело сбивающиеся с пути
праведного и вновь пытающиеся отыскать дорогу, ведущую... куда? К
изобилию? Комфорту? Вечной вражде? Равенству и братству? Любви?
Биологические особи, колесики и винтики гигантского механизма, вершители
собственных судеб агрессивно настойчивы в желании подмять Вселенную под
свои сиюминутные желания и трогательно беззащитны перед волеизъявлениями
грозных стихий. Кто они? Жалкие насекомые? Цари природы? Трудно ответить
однозначно. Отсюда то напряженная тишина то смех в зрительном зале.
Не
технический прогресс, а эволюция человеческого духа определяет будущее
человечества, говор нам глаза артистов, сосредоточе но фантазирующих под
плохо согласующуюся с ощущением гармонии колдовскую музыку Курехина.
пока лицедеям не надоест мыслить страдать даже в таком средоточении
абсурда, у публики остается шанс опять и опять начинать жизнь сначала,
подбадривая себя коротким, и удивительно
обнадеживающим восклицанием: «Не всё!»
ГАЛИНА
БУХАРИН
Курёхин, Шипицын и «Эксперимент»
День театра в Курганском областном колледже
культуры отметили, как и полагается настоящим театралам, премьерой.
Театр «Эксперимент» представил зрителям свою новую работу с коротким
названием: «Не всё».
Очередной
спектакль - очередной эксперимент, на этот раз в основе его лежала
музыка Сергея Курёхина. Молодой, один из самых ярких и талантливых
музыкантов советского андеграунда, философ, интеллектуал, виртуозный
пианист, литератор и шоумен, ушедший так рано и так внезапно, был
автором музыки, не всеми понятой и не всеми принятой в силу того, что
она была гениальна и опередила своё время. Друзья музыканта утверждают,
что смех, ирония и провокация были жизненной и творческой
позицией
музыканта. «Ему хотелось жонглировать смыслами, властвовать над мирами,
которые открывались только ему, сталкивать их между собой и любоваться
взрывом. Такова была и его музыка».
Режиссёр театра,
педагог колледжа Эдуард Шипицын, режиссёр оригинальный и исповедующий
свои театральные принципы, услышал и рассмотрел в талантливой музыке
существование этих миров, их столкновение и тенденции хаоса, который в
итоге заслоняет собой хрупкую и беззащитную гармонию жизни. Он
почувствовал свободный полет изощренной курёхинской музыкальной мысли и
сам обрёл крылья, снабдив ими и артистов своего маленького театра.
Участники
спектакля скупыми, но достаточно понятными средствами (основной язык
этого спектакля - пластические образы, рождаемые музыкой) нарисовали
весь трагичный путь от пика цивилизации к её крушению и рождению новой
жизни с нуля, с неизвестными миру животными и растениями.
В ходе спектакля
параллели с историей о гибели Атлантиды возникают постоянно.
Неоспоримый факт, что человек стремится к цивилизации, которая в
какой-то момент сама становится проблемой общества и губит его. Так
произошло с Атлантидой, с ещё какими-то неизвестными нам мирами и
государствами, отголоски которых радуют археологов. В спектакле весь
этот исчисляемый миллиардами лет процесс зрители могли рассмотреть за
50 минут сценического действия, а режиссёр закольцевал его коротким
названием спектакля, напомнив зрителям о диалектике жизни. Стало вдруг
понятно: если кто-то во Вселенной может, подводя черту жизни, сказать:
«Всё», значит, это ещё точно не всё, а, может быть, только начало
чего-то!
Кульминацией
спектакля, на мой взгляд, стал момент, когда среди всего хаоса несущейся
к гибели цивилизации нам вдруг напомнили, что «смерти не будет, будет
вечная музыка». На площадке организовался «оркестр», которым
дирижировали ноги! Этим эпизодом режиссёр сделал присутствие автора на
сцене реальным. Эпатажный Курёхин мог себе позволить дирижировать своим
оркестром ногами, лёжа на сцене. Оркестр при этом играл как должно.
Артисты театра
«Эксперимент» - студенты второго и третьего курсов режиссёрского
отделения - довольно убедительно и органично работают на площадке
маленького учебного театра. Ни единого слова - лишь музыка, жест,
движение тела, влекущее за собой движение зрительских душ. О чём
думают эти молчаливые, сосредоточенные на процессе юноши и девушки,
вникающие в мысль режиссёра, существующие внутри музыкального хаоса,
стремящегося к гармонии? Трудно сказать, но эффект от спектакля такой,
словно ты побывал на исповеди, когда и плакать хочется и чувствуешь,
что стал чище, светлее и хоть на мгновение возвышенней. С премьерой,
молодёжь!
Татьяна Андреева.
|
|
|