научно-просветительский проект СТО ЧУДЕС ЗАУРАЛЬЯ раздел ИСТОРИЯ
       
  памятники истрории и культуры  

ИСТОРИЯ ДАЛМАТОВО

 

 

Святые ворота монастыря

 

Святые ворота монастыряОдновременно с окончанием строительства в монастыре Успенского собора (1708-1720 г. г.) по именному указу Петра I в 1713 г. за счёт казны началось возведение каменных стен «для защиты от воровских воинских людей».  В то время на монастырь и окрестные русские селения часто совершали набеги башкиры, татары, черемисы. Ограда же обители была «деревянная, в столбах ветхая».

 

В ней-то и запланировали построить восточные, полуденные и северные ворота. Калитку в западной стене проделали намного позже, в 1836 году, для прохода учеников в классы духовного училища. Собор и стены возводили тюменские и верхотурские мастера, а также свои крестьяне, которые пришли из разных мест России «от скудности великой» на плодородные монастырские земли. К тому же ещё архимандрит Исаак попросил царя «пожаловать монастырю семьишек сотню с небольшим и разрешить записать их в монастырские книги».

Главными, т. е. святыми, воротами ещё деревянного монастыря были восточные. У восточной стены в то время была главная площадь Служней слободы. Здесь же проводились первые ярмарки. Сюда вдоль северного берега реки Исеть вела дорога из Тобольска, где жили губернатор и митрополит.

 

Над восточными святыми воротами крестьянин Иван Прокопьев по прозванию Большая борода за право жить при монастыре два года «тружася безденежно», срубил деревянную Иоанно-Богословенную церковь, сгоревшую позднее при пожаре.

Строительство каменной ограды началось с восточных святых ворот. Над ними по благословению митрополита Тобольского и Сибирского вновь заложили церковь во имя святого апостола Иоанна Богослова. Чертёж этой церкви до сих пор хранится в Москве в Центральном государственном историческом архиве (на снимке вид изнутри).

Пока строили церковь, ворота заложили кирпичом. Но церковь эта так и не была достроена, а ворота не открыли. На снимке начала ХХ века это хорошо видно. Только после размещения в стенах монастыря завода «Молмашстрой» ворота пробили для проезда машин.

В восьми саженях к северу от упомянутых восточных ворот в монастырской стене были построены простые ворота для проезда крестьянских возов с пятинным хлебом и дровами. Пятинный, потому что 5-ю часть урожая крестьяне отдавали монастырю. Сейчас ворота закладены кирпичом, видны только железные крюки.

 

Вторые ворота, южные или полуденные, вели на конюшенный и скотный двор. Во дворе стояло несколько изб для монастырских служителей. Слобода у стен Далматовского монастыря называлась Служней, потому что в ней проживали служители. А вот слобода Верхотурского монастыря именовалась Ямской, там жили ямщики, обслуживающие Бабиновскую и другие  дороги. До 1745 года в 30-ти саженях от ворот находился женский монастырь, переведённый в Теченское поселье. Из южных ворот можно было выйти к высокому берегу Исети и спуститься по склону к  мосту через реку  и к мельнице. Монастырская мельница и мост были недалеко от монастырских стен, там, где сейчас улица Исетская выходит на стадион. Раньше Исеть текла вдоль западного крутого склона Белого Городища (сейчас называется Успенским угором) и постоянно подмывала его. В 1791 году купец И. И. Назимов прокопал новое русло для реки, старое запрудил плотиной. С тех пор там стали строить мост через Исеть.

Долго строили каменную монастырскую стену и башни. За это время отпала надобность держать оборону от воинствующих башкир. Русские поселения далеко продвинулись вверх по Исети и Тече. Избы села Николаевское растянулись к западу через Мельничный ручей. В центре выстроили церковь. Из Екатеринбурга на восток, к Ялуторовску, через главную улицу села пролёг торговый и почтовый тракт. С юга через мост прибывали караваны из Челябинской и других станиц Южного Урала.

 

Торговые ярмарки перенесли ближе к дороге к северным монастырским воротам и на площадь возле Николаевской церкви. С тех пор северные ворота становятся главными, а Николаевская улица от церкви до монастыря превращается в единый торговый ряд. Параллельно ей возникали и другие улицы города. Но об этом в следующий раз.

Михаил Теляков.

 

 

Осада Монастыря Пугачевцами

 

Центр нашего города, крепостные стены монастыря помнят и другое восстание, пугачевское. Самого Емельяна Пугачева в селе Николаевском не было. Но отряд пугачевцев под командованием челябинского есаула Прохора Пестерева с 11 февраля по 2 марта 1774 года стоял в селе и проводил вооруженную осаду монастыря.

Крестьянское восстание под руководством Емельяна Пугачева прокатилось по всему Зауралью, а его причины, ход и последствия подробно рассмотрены историками. Наша задача - просто вспомнить, что это происходило здесь, на тех же улицах, где ходим сегодня мы.

Часть крестьян скрылась от подходившего отряда за стенами монастыря, укрепленными оружием: пушками, ружьями. Военным снаряжением в монастыре распоряжались штатные служители Дмитрий Чернавин и Потап Зайков. Часть жителей осталась в домах.

Отряд Пестерева вошел в Далматово со стороны Верхнего Яра. Вот как описывает на основании архивных документов эти события Д. С. Грязнов: «По мере приближения к селу Николаевскому численность толпы мятежников увеличилась до 2 000 человек. Часу в пятом пополудни они вступили в село. Встреченные пушечной стрельбой и колокольным набатом, повстанцы не приостановили своего движения. При самом въезде в село были сожжены овины у крестьянского старосты Игнатия Стенина и у крестьянина Ивана Туганова. По примеру крестьян теченских деревень жители села, не укрывшиеся в монастыре, выстроились по обе стороны дороги на Екатеринбург до самой приходской Николаевской церкви с повязанным через правое плечо белым полотном. Крестьянин Алексей Перов встречал пришельцев с иконой в руках. По мере продвижения мятежников в село крестьяне замыкали их ход. Около приходской церкви был выставлен караул при 5 пушках. Усиленные караулы были выставлены также по всем дорогам, ведущим в село.

Часть мятежников остановилась на площади вблизи Николаевской церкви, другие разъезжались по обывательским домам. Атаман Пестерев занял дом крестьянина Алексея Перова, живущего за речкою саженях в 120 на запад. Впоследствии Пестерев велел устроить перед своей квартирой виселицы для казни непокорных. Далматовцы долго вспоминали об этих виселицах, как об ужасе людском, и называли их «рилями»».

13 февраля в 9 часов утра бунтовщики открыли огонь по монастырским стенам и бастионам из пушек и ружей. Осажденные ответили огнем из пушек и пищалей. Перестрелка продолжалась весь день и вечер. С той и другой стороны появились раненые. Монастырь выдержал осаду, но имущество тех, кто ушел под защиту монастыря и для его защиты, было разграблено. Восставшие не решились только поджечь дома, так как боялись общего пожара.

Осада продолжалась 20 дней, вспыхивали вооруженные стычки у южных ворот со стороны реки Исети, у мукомольной мельницы за рекой. Все попытки проникнуть в монастырь через укрепленные ворота, разрушить его обстрелом из пушек, склонить на свою сторону с помощью «увещевательных писем» защитников мятежникам не удались. Восстание шло к своему закату, и 2 марта 1764 года Пестерев вынужден был снять осаду монастыря...

Но есть и еще одна кровавая страница в истории Далматово - расправа над теми, кто поддержал восставших.

«Тех, кому выпал жребий принять возмездие за измену и убийство, возводили на крыльцо при верхнем жилье северного корпуса. После допроса в военном суде их на этом же крыльце секли кнутом и, кого бездыханного, кого едва дышавшего, сбрасывали со стены в овраг, промытый весенними и дождевыми водами. Кто оставался живым после битья кнутом, тот умирал в снегу после падения в овраг. К погребению родные выносили изувеченные трупы...».

Монастырь понес потери в денежном отношении на 1 025 рублей 21 копейку. Эту сумму разложили по всем селениям вотчины. С села Николаевского было взыскано 68 рублей 18,5 копейки.

Через год после дубинщины в судьбе крестьян Далматовской вотчины произошли изменения. В 1764 году Екатерина II подписала указ о передаче монастырских крестьян введение коллегии экономии. Крестьяне освобождались от барщины и натурального оброка. Секуляризация монастырских и церковных земель вроде бы избавила крестьян от монастырской зависимости, ведь они перешли в разряд экономических. Но на практике это мало изменило материальное положение хлебопашцев.

С 1837 года крестьяне Далматовской волости, бывшие экономические, стали именоваться государственными крестьянами, как большинство крестьян России.

 

 

Огненные Бедствия

 

В истории нашего города сохранились предания и документальные свидетельства «об огненных бедствиях» нашего города и монастыря.

В 1851 году пожар, вспыхнувший по неизвестной причине, выхватил самую середину Далматово, сгорело около 70 домов.

В следующем, 1852 году пожар уничтожил 500 домов, уцелело только 47. (По другим источникам сгорело 550, осталось - 60) Пожар возник 19 апреля в усадьбе купца Лукиана Софронова, расположенной возле речки Мельничной (р. Пионерка). Погода в тот день была жаркая. По свидетельству А. Н. Зырянова, в тот день был сильный ветер, сено и солома быстро загорались. Горел монастырь, горела Николаевская церковь. «Жители сделались бедняками, без надежды на будущее» (А. Н. Зырянов). Ветер дул сначала с юго-запада на северо-восток, затем с запада на восток и, наконец, с севера на юг.

Не надо и исторических хроник, чтобы представить, что это такое, когда почти все селение охвачено огнем, когда полыхают строения и в монастыре, когда в воздух взметается пылающая солома с крыш и копен сена и огненными «галками» переносится на еще целые дома...

После опустошительных пожаров многие жители Далматово стали строить кирпичные здания, кирпичные кладовые в надежде, что при огненном бедствии хоть стены останутся стоять.

С устройством земства началось и создание противопожарной службы - организация в селениях первых пожарных дружин. Таких опустошительных пожаров больше в городе не было. Но все-таки потери от огня порой были очень ощутимы. 7 июля 1909 года в юго-восточной части города пожаром было уничтожено 106 дворов вместе с хозяйственными постройками. Пожар начался на задворках купца М. Ф. Гагаева и от нынешней улицы Ленина докатился до улицы Карла Маркса.

В конце XIX века на площади посреди города была поставлена огромная бочка для воды на случай пожаров, а на башенке здания городской управы стал дежурить караульный, следивший, нет ли где дыма. Это была первая пожарная охрана нашего города.

 

Следующие статьи

 

Мастеровые Люди Села Николаевского

Управители Села Николаевского

Административное Подчинение Села Николаевского

Дорожное Строительство

Земская Школа

Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863-1944)

 

Фото

Далматово и  Далматовского Успенского монастыря

Памятники истории и культуры Далматово

Памятные Даты

 

 

 

Материалы предоставлены информационным порталом «Далматовский Край»

http://www.kraydalmatovo.ru/pro.htm

 

 

 

 

 
археология
статьи
история кургана
история шадринска
история далматово
история районов области
святыни
историческая панорама
карты
фотоархив
легенды
ссылки
 
дурнал
культура
природа
туризм
 
главная
 
Фильмы проекта

всемирный фонд дикой природы

ЮНЕСКО список наследия

гринпис

ЮНИСЕФ проекты

мультимедиа-панорамы

он-лайн канал

клуб, блог, форум

фотогалерея

Заповедная Россия

карты

памятники природы Зауралья

телепроект ПУТУШЕСТВИЯ ПО РОССИИ

памятники истории и культуры

Русское географическое общество

проект ВОКРУГ СВЕТА

год биоразообразия

телестудия РУСЭКОФИЛЬМ

экскурсии

ГТРК КУРГАН

Евразийский центр современного искусства

красная книга

музеи

театры

конкурсы

маршруты

галерея

гринпис

 
дурнал
культура
природа
туризм
 
о проекте
фильмы проекта
начало раздела
главная
       

2009-2010   Национальная телевизионная студия РусЭкоФильм  /  Евразийский центр современного искусства  /  Институт НТВМТИО

Главный редактор - Вадим Осадчий  /  Свидетельство СМИ ЭЛ № ТУ 45-00020 от 05.02.2009   eurasianart@mail.ru

Hosted by uCoz